Страничка для родителей

 

Компьютерная игра "Баба Яга учится читать"

Формируются навыки звукового анализа и синтеза, навык чтения. А также здесь идет повторение алфавита, профилактика оптической  дисграфии, формирование образа буквы, деление слов на слоги, упражнения на развитие фонематического слуха.

https://smallgames.ws/1181-babajaga_uchitsja_chitat.html

Автоматизация звуков

развернуть

 

Автоматизация звука – этап при коррекции неправильного звукопроизношения, следующий после постановки нового звука; направлен на формирование правильного произношения звука в связной речи; заключается в постепенном, последовательном введении поставленного звука в слоги, слова, предложения и в самостоятельную речь. Другими словами, поставленный звук еще очень хрупкий и без подкрепления ребенок может быстро его «потерять». К автоматизации поставленного звука можно переходить лишь тогда, когда ребенок произносит его четко изолированно при многократном повторении.

 

Рабочая тетрадь: Учим звуки. Файлы в формате .pdf

Азова Е.А., Чернова О.О. Домашняя тетрадь_ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ_Уч2.

Азова Е.А., Чернова О.О. Домашняя тетрадь_ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ_Уч3

Азова Е.А., Чернова О.О. Домашняя тетрадь_ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ_Уч4

Азова Е.А., Чернова О.О. Домашняя тетрадь_ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ_Уч5

Азова Е.А., Чернова О.О. Домашняя тетрадь_ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ_Уч6

Азова Е.А., Чернова О.О. Домашняя тетрадь_ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ_Уч7

Азова Е.А., Чернова О.О. Домашняя тетрадь_ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ_Уч8

Азова Е.А., Чернова О.О. Домашняя тетрадь_ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ_Уч

 

 

свернуть

«Учимся слышать звуки и правильно их произносить»

развернуть

 

Уважаемые родители!

Вашему вниманию предла­гаются речевые игры и упраж­нения, которые Вы можете использовать дома при закреп­лении правильного произно­шения. Старайтесь как мож­но чаще побуждать ребенка прислушиваться к звуковой «одежде» слов, оценивать соб­ственное произношение. По­мните, что ваша речь — обра­зец для ребенка, поэтому она должна быть четкой, внятной и выразительной. Не забывай­те следить за правильностью произнесения ребенком закреп­ляемых звуков как в игре, так и в повседневной жизни. Не скупитесь на похвалу и поощ­рения, они —важный стимул для успешного закрепления полученных навыков.

«Стоп - игра». Назовите лю­бые слова. Ребенок говорит «стоп», если услышит слово с закрепляемым звуком. Уточ­ните, какое слово услышал ребенок. Начинайте игру в медленном темпе, постепенно ускоряя его.

«Разведчики». Предложите всем членам семьи отправить­ся на кухню (в ванную, при­хожую) или заглянуть в шкаф (холодильник) и найти как можно больше предметов с закрепляемым звуком. Кто найдет больше предметов, тот и победил.

«Угадай-ка». Предложите детям угадать разные предме­ты по их описанию, напомнив при этом, что во всех словах «живет» закрепляемый звук. Подумайте о поощрении в случае угадывания и правиль­ного произнесения слова.

«Исправляй-ка». Произне­сите слова с «дефектным» про­изношением и попросите ре­бенка исправить ошибку.

«Будь внимателен». При чтении сказок, рассказов или стихов попросите ребенка запомнить как можно больше слов с закрепляемым звуком из этого произведения. Ана­логичное задание можно пред­ложить при рассматривании иллюстраций в книге.

«Кто больше?». Посорев­нуйтесь со своим ребенком в придумывании слов с закреп­ляемым звуком.

«Мы — артисты». Прогово­рите с ребенком скороговор­ку, чистоговорку или корот­кое стихотворение с закреп­ляемым звуком несколько раз разными интонациями (удив­ленно, весело, грустно). За­крепляемый звук произноси­те чуть дольше обычного.

«Можно или нельзя?». До­говоритесь с ребенком, что вы будете внимательно следить за его речью и сможете выпол­нить только те его просьбы, которые он произнесет без ошибок.


 

свернуть

Как помочь ребенку адаптироваться к школе?

развернуть

 

Будите ребенка с улыбкой, настройте его с утра на хороший день.

Не подгоняйте его с утра, лучше разбудите пораньше и спокойно соберитесь в школу.

Пожелайте хорошего дня перед школой.

После школы встречайте его вопросом «Как дела?», а не «Что сегодня получил?».

Соблюдайте режим дня (о нем пойдет речь дальше).

Перед сном посидите рядом, спокойно поговорите, если ребенок хочет, почитайте ему сказку на ночь. Еще об адаптации первоклассника к школе читайте в статье "Как первокласснику быстрее адаптироваться в коллективе?"

Как организовать рабочее место ребенка дома?

У ребенка обязательно должен быть свой стол и стул с регулирующейся высотой сидения. Под ноги можно подставить скамеечку. Стол должен находиться в освещенном месте. На стол с левой стороны (для правшей) нужно поставить настольную лампу. Рядом со столом должна быть полочка или книжный шкаф, куда ребенок САМ должен складывать свои книги и школьные принадлежности. Компьютер должен стоять отдельно от рабочего места школьника. Во время занятий не отвлекайте ребенка, выключите телевизор и музыку, старайтесь не разговаривать.

Какой режим лучше всего подходит первокласснику?

После школы пусть ребенок покушает, отдохнет (только не за телевизором или компьютером), погуляет. Если у маленького ученика есть любимая секция или кружок, можно сходить туда, можно почитать книгу (если ребенок любит читать). Луше делать домашние задания в 15-17 часов. Не заставляйте младшего школьника делать все сразу. Через 15-20 минут делайте 10-15 минутные перерывы.

Как быть с «левшой»?

Ни в коем случае не переучивайте ребенка, это может привести к психоневрологическим нарушениям (повышенная возбудимость, заикание, энурез, нарушение сна и т.д). Сейчас есть специальные прописи для леворуких детей, обсудите с учителем возможность обучения по ним ребенка.

Если ребенок не ходил в детский сад перед школой...

Если ребенок умеет общаться со сверстниками, если родители правильно занимались с ребенком, либо ребенок ходил в развивающий Центр, то по этому поводу можно не переживать. И, конечно, дошкольник должен владеть навыками самообслуживания (одеваться, причесываться, завязывать шнурки, следить за чистотой и аккуратностью лица и тела), содержать в порядке свои вещи.

Есть ли в первом классе домашние задания?

Домашних заданий нет, но очень часто дети не могут на достаточном уровне освоить программу, если с ними не заниматься дополнительно. Поэтому не отказывайтесь от предлагаемых учителем дополнительных упражнений.

Можно ли носить в школу игрушки?

Ничего плохого в этом нет, игрушка поможет ребенку уютнее чувствовать себя в новой обстановке.

Надо ли с начала учебного года отдавать ребенка на кружки и секции?

Лучше сделать это позже, когда ребенок адаптируется к школе. Но если ребенку очень хочется, разрешите ему. Но не занимайтесь сразу во многих секциях и кружках, не перегружайте ребенка. У него должно быть «просто свободное время».

Как определить, готов ли ребенок к школе?

Готовность ребёнка к школе определяется, прежде всего, состоянием его физического и психического развития и включает в себя несколько моментов:

Готовность личностная (мотивация) — в период подготовки к школе важно сделать акцент на развитии познавательного интереса, формировать интерес к учению, школьной жизни. Заранее покупайте школьные принадлежности, не оставляйте всю подготовку к школе на август, на последний момент — ребёнок устанет и школьные заботы будут у него ассоциироваться с негативом.

Готовность интеллектуальная — необходимый уровень сформированности высших психических функций (внимание, память, мышление, речь, воображение и т.д.).

Готовность социально-психологическая — у ребёнка должен быть сформирован навык общения со взрослыми и сверстниками.

Проблемы адаптации первоклассников

В норме к концу 10-й недели обучения первоклассник адаптируется в новой психологической обстановке. Часто процесс адаптации протекает пролонгировано; причинами затруднённой адаптации первоклассника могут выступить:

неадекватная самооценка (как заниженная, так и завышенная) и/или неадекватный уровень притязаний;

отсутствие опыта решения трудных ситуаций в коллективе (чаще наблюдается у детей, не посещавших детский сад);

отсутствие/нестабильный режим дня (стабильный фон биологического ритма — особенно важный момент психо-физиологического здоровья для детей с гиперактивностью/дефицитом внимания);

длительное и/или частое пребывание за компьютером (детям дошкольного и младшего школьного возраста рекомендуется работать за компьютером не дольше 10-15 минут в день. На практике мы замечаем, чем меньше времени ребёнок проводит с современной техникой, тем лучше. Дети сильно подвержены нервным перегрузкам, что часто приводит к истерическим или тревожным реакциям, проблемам со сном, страхам. При поступлении в школу от ребёнка не требуется владение компьютером. Поэтому стоит ограничить пребывание ребёнка за компьютером.);

навязанные неверные представления о школе: родители или родственники могли "пугать" ребёнка школой, а у кого-то, напротив, могли сформировать восприятие через так называемые "розовые очки".

Учёт названных моментов и своевременное устранение проблемных ситуаций помогут подготовить ребёнка к школе.

свернуть

Для будущих первоклассников!

развернуть

 

Скоро в школу! Седьмой год жизни - ответственный и трудный. Вы, конечно, беспокоитесь: справится ли ваш малыш со всеми трудностями. А это во многом зависит от вас. Подготовка к школе - это не только обучение грамоте или счёту. Это в первую очередь развитие речи вашего ребёнка. Чем лучше развита устная речь, тем легче ему будет овладеть чтением и письмом.

У многих детей нередко наблюдается нерезко выраженное отставание в речевом развитии, которое в дошкольном возрасте обычно не привлекает к себе особого внимания, но в дальнейшем оно может помешать хорошей учёбе и привести к появлению специфических ошибок на уроках письма и чтения. Поэтому очень важно выявить даже самые незначительные отклонения в речевом развитии малыша и исправить их до начала обучения грамоте.

На что следует обратить внимание родителям будущих первоклассников?

1. Состояние звукопроизношения. Ребёнок к 6-7 годам должен правильно произносить все звуки речи родного языка и не путать их между собой в речевом потоке.

  1. Состояние фонематического восприятия. Это значит, Ваш ребёнок должен уметь:
  • подбирать слова с определённым звуком;
  • выделять изучаемый звук в слове;
  • определять позицию этого звука в слове (начало, середина, конец);
  • определять сколько всего звуков в слове;
  • определять сколько слогов в слове, какой слог ударный;
  • составить звуковую схему слова;
  • уметь из звуков составить слово (м, а, к - мак); 
  • уметь различать и повторять сочетания типа: ба-па-ба, та-ца-та, вы-вы-фы и др.
  1. Состояние слоговой структуры слова  Шестилетний ребёнок умеет безошибочно произносить слова типа: велосипедист, экскурсовод, сковорода, милиционер, экскаватор и т.д.
  2. Состояние словарного запаса В словаре 6-7-летнего ребёнка должно быть около 2000 слов, причём среди них представлены все части речи. Если вы хотите, чтобы речь вашего ребёнка отвечала возрастной норме, а словарь был достаточно богатым, старайтесь, во-первых, сами говорить правильно, во-вторых, больше времени находить для общения с ребёнком, читать и обсуждать сказки, рассказы, стихи, их сюжет, поступки, чувства героев.
  3. Состояние грамматического строя речи. Следует обратить внимание на словообразование (дождь – дождик, клён-кленовый, строить-строитель, ехал-приехал), словоизменение (стул - стулья), согласование (желтый карандаш, жёлтое солнышко, жёлтая книга), управление (вышел из дома, рассказал о друге). Обязательно исправляйте ошибки, поправив ребёнка и повторив правильное слово.
  4. Состояние связной речи.  Учите детей отвечать полными предложениями на вопросы, предложите сочинить сказку, продолжить предложение, описать то, что происходит на улице, картине, пересказать сказку, рассказ по картинке или серии картинок и т. д. Когда ребёнок освоит пересказ сказок, можно переходить к более сложным текстам.

Также стоит быть особенно внимательным родителям:

- Если ребёнок левша.

- Если он – переученный правша.

- Если ваш ребёнок посещал логопедическую группу в детском саду.

- Если в семье говорят на двух и более языках.

- Если ребёнок слишком рано пошел в школу.

- Если у ребёнка есть проблемы с памятью, вниманием.

Если имеются проблемы – не огорчайтесь, в школе есть специалисты, которые помогут Вам и вашему ребёнку, главное - своевременно обратиться за помощью.

Не теряйте времени даром, не ожидайте, что «это само пройдёт».

В заключение необходимо добавить самое главное: внимательно относитесь к своей собственной речи, старайтесь как можно больше разговаривать с ребёнком и проводить с ним время, окружая его грамотным речевым общением и своим вниманием. Правильная речь является важнейшим условием для успешного обучения ребёнка в школе.

 

свернуть

Двадцать простых советов родителям

развернуть

 

1.  Начнем с Вас…     

Даже если Вы молчаливы от природы - все равно говорите с малышом. Ребенок легче понимает обращенную к нему речь, если она объясняет, что происходит с ним и вокруг него. Поэтому сопровождайте свои действия словами.

  1. Встреча взглядов.    

Озвучивайте любую ситуацию - но только если Вы видите, что ребенок слышит и видит вас. Не говорите в пустоту, смотрите ему в глаза. Это особенно важно, если ребенок чрезмерно активен и постоянно двигается. Если малыш еще только лепечет или говорит мало слов, старайтесь, чтобы он видел Вашу артикуляцию.

  1. Говорите четко.      

Говорите просто, четко, внятно проговаривая каждое слово, каждую фразу. Известно, что дети очень чутки к интонации; поэтому каждое слово, на которое падает логическое ударение, старайтесь произносить как можно более выразительно.

  1. То же, но по-разному.    

Повторяйте многократно одно и то же слово. При повторении фразы меняйте порядок слов ("папа пришел, пришел наш папа", "мячик упал, упал мячик, упал"). Это позволяет ребенку легче услышать и понять, что фразы делятся на слова.

  1. Но: не переусердствуйте     

Не употребляйте слишком длинных фраз. Не перегружайте ребенка, предъявляя ему сразу большое количество незнакомых слов. Чаще сами говорите то, что хотите услышать: простые фразы из 2-3 слов, с паузой между словами.

  1. Очень важно: хорошее настроение.     

Старайтесь произносить новое слово в эмоционально благоприятной ситуации. В таких условиях ребенок лучше обучается и впитывает новую информацию гораздо лучше, чем в нейтральной или неблагоприятной ситуации.

  1. Все чувства - в союзе с речью.     

Очень важно, чтобы ребенок, постигая что-то новое, имел возможность не только видеть новый предмет, но и трогать, нюхать, щупать его - то есть изучать различными способами. Если Вы видите, что ребенок что-то трогает, с чем-то играет, сразу же назовите этот предмет несколько раз - коротко, четко, выразительно.

  1. В основе речи - стремление к общению.     

Как бы несовершенно Ваш ребенок ни говорил, принимайте и поддерживайте его желание вступить с Вами в контакт. Даже если он вообще не говорит, чаще вовлекайте его в невербальный (несловесный) диалог, приветствуя и одобряя любой ответ (жест, выразительный взгляд, вокализацию). Поддерживайте его стремление общаться!

  1. Стремимся к разнообразию.      

Если лепет малыша однообразен, стремитесь обогатить его, предлагая ему цепочку слов с другими согласными: дя-дя-дя, да-да-да, мэ-ма-ма, ба-бэ-ба, бя-бя-бя; с другими гласными: ба-бобу-би-бе. Комбинируйте разные слоги и старайтесь, чтобы малыш захотел повторить их.

  1. Уважайте его попытки говорить.     

В те моменты, когда ребенок говорит, лепечет один или вместе с Вами, выключайте громкую музыку и старайтесь дать ему возможность слышать Вас и себя. Речь развивается на основе подражания и самоподражания - поэтому ему необходимо слышать себя.

  1. Учите в игре.     

Играя, учите подражать (две собачки лают, две кошки мяукают, переклички "ав-ав", "мяу-мяу"). Специально создавайте такие игровые ситуации, где ребенку понадобится звукоподражание, либо надо будет произнести какие-то слова для того, чтобы игра состоялась. Обратите внимание - побуждаете не Вы, а - ситуация.

  1. Не предупреждайте его желаний.     

Некоторые родители пытаются угадать желания своего ребенка, часто предупреждая их в тот самый момент, когда они только появляются. В случае у малыша нет необходимости произносить что-либо - достаточно просто посмотреть, потянуть руку. В такой ситуации есть опасность задержать ребенка на стадии жестового общения. И хотя жест - тоже общение, не стоит задерживаться на этом уровне. Постепенно формируйте у малыша потребность говорить.

  1. Расширяйте словарь малыша.     

Ребенок владеет словом на двух уровнях: понимание его - это пассивный словарь, говорит - это активный. Активный словарь может быть еще совсем мал. Но если Вы пополняете ресурс понимания, это обязательно приведет к так называемому лексическому взрыву. И в дальнейшем ребенок перенесет в активный словарь то, чему вы научили его, разглядывая вместе картинки, читая книжки и комментируя свои действия. Старайтесь ввести в его пассивный словарь названия вещей, которые его окружают (игрушки, кухонная утварь, предметы быта), названия вещей и существ на картинках в книжках и конечно, имена родственников и близких людей. Научите ребенка показывать, "где ручки, где ножки" (у куклы, у Вас). Часто спрашивайте: "Где стол?", "Где киса?" и т.д.

  1. Ведите дневник.     

Фиксируйте его речевые достижения, записывайте, сколько слов он уже  понимает, какие слова  произносит, в каких ситуациях  - так вы сможете день за днем судить о его успехах.

  1. Развивайте фонематический слух.     

Учите ребенка прислушиваться к различным звукам и давайте им речевое обозначение: водичка течет: с-с-с, жук жужжит: ж-ж-ж, ветер гудит: у-у-у и т.д.

  1. Не пренебрегайте звукоподражанием.     

Для детей, которые поздно начинают говорить, очень полезно использовать слова типа "бух", "ку-ку", "оп", "ав-ав", "на", "дай" и другие короткие слова: состоящие из одного или двух одинаковых  слогов. Эти слова основаны на звукоподражаниях, легки для усвоения и облегчают ребенку начальные стадии вхождения в речевую стихию. Потом они уйдут сами собой, станут ненужными, но пока не пренебрегайте ими, сейчас они нужны вашему ребенку.

  1. Читайте, читайте, читайте.      

Читайте короткие стихи, сказки. Перечитывайте их много раз - не бойтесь, что это надоест ребенку. Дети гораздо лучше воспринимают текст, который они уже много раз слышали. Если это возможно, постарайтесь разыграть стихотворение - покажите его в лицах и с предметами; предметы эти дайте ребенку потрогать, поиграть с ними. Дождитесь, когда ребенок хорошо запомнит стихотворение, уловите его ритм, а затем пробуйте не договаривать последние строки, предоставляя это делать малышу. Пойте простые песенки, помогая ему воспринять ритм и воспроизвести его.

  1. Пальцы помогают речи.     

Обратите особое внимание на развитие мелкой моторики - точных движений пальцев руки. Это тесно связано с развитием речи. Лепка, рисование, "пальчиковой театр", игры с мелкими предметами - все это поможет речи, а в будущем - и письму.

  1. Будьте терпеливы, снисходительны и ... осторожны.     

Если Ваш малыш неверно произнес какой-либо звук, никогда не смейтесь и не повторяйте за ним неправильное произношение слова. Тут же повторите слово правильно, стараясь перехватить взгляд ребенка. Возможно, он сможет повторить за Вами. Если не сможет или не захочет, не расстраивайтесь. Будьте терпеливы! Он обязательно повторит за Вами, когда прейдет время. Он учится и на собственных ошибках, постоянно сравнивая свое произношение с Вашим, поэтому не слишком фиксируйте внимание на неправильном произношении - это может вызвать обратную реакцию.

  1. Только Вы!     

Помните: только Вы и Ваша вера в силы и способности своего ребенка могут помочь ему развиваться гармонично. Не забывайте активно радоваться его успехам, чаще хвалите своего малыша.

 

свернуть

Игры с прищепками

развернуть

 

В нашем быту много интересных предме­тов, которые привлекают внимание малышей. Наверное, в каждом доме можно обнаружить запас бельевых прищепок. Дорогие родители, посмотрите на эти вещи по-иному. Обыкновенные бельевые прищепки могут стать замечательными игруш­ками для ребенка.

ПрищепкиИгры с деревянными бельевыми прищеп­ками, которые дети могли прикреплять к кор­зинке с тонкими краями, впервые использовала М. Монтессори - известный итальянский педа­гог, автор оригинальной педагогической систе­мы. Конечно, в ее системе эти предметы - бель­евые прищепки - занимали незначительное ме­сто. Давайте попробуем представить, что игрушек у нас мало, а вот прищепок - много. 

 

 Посмотрим, будет ли ребенку интересно? Давайте попробуем...

Игры с прищепками развивают мелкую мо­торику рук, особенно они полезны, если пальчи­ки ребенка действуют неуверенно, неловко.

Сложите прищепки в большую корзинку с тонкими краями, попросите ребенка прикрепить их к краям корзины. Это только начало игры. Обратите внимание малыша на то, что прищеп­ки можно прикреплять к краям на равном уда­лении друг от друга. Это мы с вами развиваем у ребенка чувство ритма. Он об этом и не догады­вается, но малыша привлекает гармония ряда. Он сосредоточенно и старательно располагает при­щепки, а если нарушает ряд, то обратите на это его внимание. Прищепки можно также прикреп­лять к разнообразным деревянным, пластмассо­вым, картонным полоскам различной длины и ширины, группируя и складывая их в ритмичес­кий рисунок: по две-три рядом, а затем с проме­жутком и т. д.

Прищепки могут помочь ребенку научиться определять цвета. Потренируйте его в этом, по­просите положить из корзинки в коробочку сначала красные прищепки, потом синие, желтые и т. д.

Игры с прищепками окажут помощь в формировании элементарных матема­тических представлений вашего ребенка. Попросите ребенка дать вам одну прищепку, две, три... Пусть он пересчита­ет их в пределах знакомого ему множе­ства. В  более старшем возрасте с помо­щью прищепок можно научить ребенка ре­шать простейшие арифметические задачи на сложение, вычитание, количественные отно­шения с использованием слов больше, меньше. Игра с прищепками поможет вам сформиро­вать у ребенка понятие о цифре методом соотне­сения количества прищепок с определенными цифрами. Например, предложите ребенку на одинаковые по длине полоски прикрепить такое количество прищепок, которое соответствует названной (или нарисованной) вами цифре. Можно взять полоски, отличающиеся по дли­не, к ним соответственно прикрепляется раз­личное количество прищепок, например, к са­мой короткой — одна прищепка, к следующей по длине — две и т. д. Так составляется число­вая лесенка.

Для игр могут использоваться различные по величине круги, к ним в зависимости от разме­ра прикрепляется определенное количество при­щепок. Например, к самому маленькому кругу — три прищепки, к следующему по величине четыре или пять и т. д. Прищепки могут при­крепляться и к другим фигурам, например к тре­угольникам,   квадратам,   овалам.

Игры с прищепками прекрасно подходят для развития пространственных представлений детей. Поиграйте в такую игру: вы произносите звуки (можно использовать какой-либо музыкальный инструмент), а ребенок в это время прикрепляет прищепки, соотнося их с количеством услышан­ных звуков, в различном пространственном рас­положении: прямо, по кругу, на сторонах квад­рата, треугольника и т. п.

Прищепки могут крепиться к различным по­верхностям: краям круглой или овальной кор­зинки, плотной ткани квадратной формы, кар­тона, вырезанного в форме звездочки, и т. п.

Игры с прищепками очень полезны для раз­вития конструктивного мышления вашего ребен­ка. С их помощью можно сделать самые разные объекты: елочку, солнышко, бабочку, тучку.

Прищепки 1 Прищепки2

После того как ребенок составит ту или иную фигуру, предложите ему сказать, сколько прище­пок ему понадобилось. Ребенок считает количе­ство прищепок, называет его. Предложите ему назвать количество прищепок определенного цвета. Например, чтобы составить фигуру бабоч­ки, надо взять две прищепки красного цвета и две — синего.

Помогите ребенку обобщить свои действия. Он должен сказать, что всего прищепок четыре, и все они одного цвета (для одноцветных фигурок), или: всего прищепок четыре — две красного и две синего цвета.

Сюжеты игр с прищепками могут быть са­мыми разнообразными, например: «Ежи и зай­цы на поляне» (иголки ежа, уши зайца, ветви елок и т. п. — из прищепок), «Корзина с морко­вью и репками» («ботва» из прищепок прикрепляется к плоскостным изображениям репок, морковок) и т. п.

С прищепками можно играть и в другие игры. Например, «Развесь платочки разной величины (или разного цвета) на веревке».

Именно эти игры становятся наиболее любимыми детьми, они вызывают у них боль­шой интерес и способствуют обогащению их бы­тового и практического опыта.

Итак, раз прищепка, два прищепка... Может получиться интересная игра.

свернуть

Массаж карандашами

развернуть

 

 Пятница Т.В. Пальчиковые игры и упражнения: Массаж карандашами. – Мн.: Аверсвэв, 200547

 

Общеизвестным является факт, что движения рук человека теснейшим образом связаны с развитием его речи, что  упражнения для пальцев  стимулируют работу мозга.

В последнее время в среде педагогов и родителей возрастает интерес к массажу пальцев рук. Доказано, что даже самый примитивный  массаж, заключающийся в сгибании и разгибании  пальцев годовалого малыша,  вдвое ускоряет процесс овладения им речью. Массаж пальцев ребенка традиционно использовала этнопедагогика. Яркий пример тому –   потешка о сороке-вороне, которая сварила детям кашу, и те движения, которыми она сопровождается.

В этой методической разработке вы найдете эффективные упражнения для стимулирующего пальчикового массажа. Но это не совсем обычный массаж. Массажные движения выполняются с помощью хорошо знакомого детям предмета – карандаша. Все родители знают, как дошкольники любят рисовать. А если перед рисованием предложить ребенку поиграть с карандашами,  помассировать ладони и пальцы?

Научить детей самомассажу рук несложно. С помощью граненых карандашей ребенок массирует запястья, кисти рук: пальцы, ладони, тыльные поверхности ладоней, межпальцевые зоны. Такой массаж и игры с карандашами будут стимулировать речевое развитие малыша,  способствовать овладению тонкими движениями пальцев, улучшат трофику тканей и кровоснабжение пальцев рук. Особый интерес массажные упражнения вызывают у детей, если их выполнение сочетается с проговариванием коротких стихотворений и рифмовок.

Мой маленький друг!

В твоем доме, конечно, живут карандаши. Посмотри, как их много и какие они разные: длинные, короткие, тонкие, толстые, круглые, шестигранные, разноцветные… Ты рисуешь карандашами замечательные картинки – яркие и веселые. А что еще умеют делать карандаши? Правильно, карандаши в твоих руках умеют раскрашивать предметы на рисунках, обводить контур, штриховать, писать буквы и цифры. А знаешь ли ты, что карандаши могут играть с твоими пальчиками? И это очень полезные игры. Ведь скоро ты пойдешь в школу, будешь учиться красиво и аккуратно писать в тетрадке. Нужно, чтобы твои пальцы стали ловкими, подвижными и умелыми. Возьми свои карандаши и поиграй с ними. Веселый Карандаш желает тебе успехов!

Упражнения. массаж карандашами. файл в формате .pdf

 

                                 

свернуть

Игры на кухне

Игры для детей. Советы дефектолога
развернуть

 

Не секрет, что значительную часть времени вы проводите на кухне. Постарайтесь использовать его для общения с ребенком. Например, вы заняты приготовлением ужина, а ваш малыш крутится возле вас. Предложите ему перебрать горох, рис, гречку или даже пшено – тем самым малыш окажет вам посильную помощь, а заодно потренирует свои пальчики. Ведь развитие пальчиков тесно связано с развитием речи.

Не выбрасывайте скорлупу вареных яиц, она послужит прекрасным материалом для детских аппликаций. Раскрошите скорлупу на кусочки, которые ребенок мог бы легко брать пальчиками, раскрасьте ее любыми доступными красителями. Сначала нанесите на картон тонкий слой пластилина, она будет фоном, а затем выкладывайте рисунок или узор из кусочков яичной скорлупы.

Увлекательными могут быть игры с соленым тестом. Поделки из него хранятся очень долго, ими даже можно играть. Рецепт приготовления прост: два стакана муки, один стакан соли, один стакан воды (ее можно подкрасить), две столовые ложки растительного масла – все смешать, чуть подогреть и получится мягкий комок. Лепите на здоровье!

Наверное, в каждом доме есть старая пряжа, нитки, вата, поролон, пух, пуговицы, бисер… найдите им достойное применение! Из ваты и ниток, пуговиц и бусинок попробуйте сделать портрет зайчика или вашей кошки Мурки.

Аппликации из пуха хорошо передают изображение снега, зверей, птиц. Детали могут закрепляться на фоне без клея, нужно лишь правильно выбрать фон. Им может служить любой материал, имеющий шероховатую поверхность: бархатная, наждачная бумага и т.д.

Предложите ребенку сделать панно из пуговиц. Если малышу трудно их пришивать, то их можно укрепить на тонком слое пластилина (как яичную скорлупу).

Помешивая ложкой в стакане, закрывая крышкой кастрюлю, предложите отвернувшемуся ребенку отгадать, какие предметы могут издавать такие звуки.

Вместе с ребенком попробуйте приготовить ужин (в названии блюд должен быть звук [С]: салат, сырники, морс, суп. Не путайте твердые и мягкие согласные звуки! И если ребенок скажет «селедка», то похвалите его, но интонацией дайте почувствовать разницу между звучанием твердого и мягкого звука. По этому же принципу придумайте меню с названием блюд, где встречаются другие звуки.

Предложите ребенку убрать или помыть посуду, в названии которой есть звук [Ч] – чашки, чайник, а затем со звуком [Л] – ложки, вилки, салатник и т.д.

Покажите ребенку свои покупки. Пусть он перечислит те из них, в названии которых есть звук [Р]. Если ребенок затрудняется ответить, предложите наводящие вопросы:

  • Кар-р-р-тофель или капусту?
  • Ар-р-р-буз или дыню?
  • Пер-р-р-сики или бананы?
  • Лук или огур-р-р-цы?
  • Помидор-р-ры или баклажаны?

Различает ли ваш ребенок понятия «слева» и «справа»? Ребенок должен уметь правильно выполнять задания: показать левое ухо, правую ногу и т.д., показать, что видит слева от себя, что справа, что перед. Если ребенок пишет буквы не в ту сторону – чаще всего это следствие несформированных понятий «слева» и «справа».

Умеет ли ваш ребенок складывать картинки из шести кубиков? Если он затрудняется, то это следствие недоразвития зрительно-пространственного восприятия, анализа и синтеза (в этом случае начните с набора из 4-х кубиков). Очень полезны для развития пространственных представлений и зрительного восприятия игры-занятия с различными «конструкторами» и «строителями».

Чтобы ребенку легче было запомнить буквы, рекомендуются следующие приемы:

  1. Взрослый пишет «трудную» букву большого размера (5-6 см), ребенок раскрашивает ее.
  2. Лепка буквы из пластилина.
  3. Вырезание буквы по контуру.
  4. «Написание» широкими жестами всех изучаемых букв в воздухе.
  5. Выкладывание букв из ниток.
  6. Выгибание букв из проволоки.

Буквы из всего.

Дома: пусть ребенок попробует выложить знакомые буквы из мозаики, счетных палочек, обрезков бумаги и материала, коробочек из-под «киндер-сюрпризов», горошин, пуговиц.

Во дворе: рисуйте буквы палочкой на песке и на снегу; придумайте вместе с ребенком загадки про буквы (маленькая, круглая, любит «охать»), пусть малыш рисует отгадки на песке; выкладывайте буквы из сухих веточек и листьев и т.п.

В лесу: ищите буквы среди деревьев, кустарников и листьев: вот хвоинка – это [Л], а если ее вот так соединить – получится [О].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

свернуть

Памятка с перечнем логопатических ошибок

развернуть

ПАМЯТКА

с пе­речнем логопатических ошибок и указаниями,

каким видом речевого нарушения они вызваны.

 Ошибки, обусловленные несформированностью фонематических процессов и слухового восприятия:

1) пропуск букв и слогов — «прошла» (прощала), «жадые» (жадные), «ишка» (игрушка);

2) перестановка букв и слогов— «онко» (окно), «звял» (взял), «пеперисал» (переписал), «натуспила» (наступила);

3) недописывание букв и слогов — «дела» (делала), «лопат» (лопата), «набухл» (набухли);

4) наращивание слов лишними буквами и слогами — «тарава» (трава), «катораые» (которые), «бабабушка» (бабуш­ка), «клюкиква» (клюква);

5) искажение слова — «наотух» (на охоту), «хабаб» (храб­рый), «щуки» (щеки), «спеки» (с пенька);

6) слитное написание слов и их произвольное деление — «насто» (на сто), «виситнастне» (висит на стене), «у ста­ла» (устала);

7) неумение определить границы предложения в тексте, слит­ное написание предложений — «Мой отец шофер. Ра­бота шофера трудная шоферу надо хорошо. Знать ма­шину после школы я тоже. Буду шофером»;

8) замена одной буквы на другую — «трюх» (трех); «у глеста» (у клеста), «тельпан» (тюльпан), «шапаги» (сапоги);

9) нарушение смягчения согласных — «васелки» (василь­ки), «смали» (смяли), «кон» (конь).

 Ошибки, обусловленные несформированностью лексико-грамматической стороны речи:

1) аграмматизм — «Саша и Лена собираит цветы. Дети си­дели на большими стулья. Пять желтеньки спиленачки» (пять желтеньких цыплят);

2) слитное написание предлогов и раздельное написание приставок — «вкармане», «при летели», «в зела» (взяла), «подороге».

свернуть