Горькая правда войны

(Из воспоминаний Антонины Ефимовны Бурак, бывшей узницы концентрационного лагеря г.Молодечно)

Антонина Ефимовна вспоминает: «Дорога делает петлю вокруг молодых дубов, и взору предстаёт серый обелиск, над которым ветер полощет красный флаг. Под стеклом выведены имена: Толкачёв Ефим НикитичТолкачёв Тимофей Никитич. Камни безмолвны. Они хранят память одного только дня - 15 февраля 1943 года.

Прошумели первые военные бури, ушли на восток фронтовые части врага, поутихло в селе. Это днём. А ночью к Толкачёву Ефиму Никитичу стали наведываться свои люди из леса, что со всех сторон Бутрё. Прежде всего, ему посоветовали подобрать себе помощников из надёжных людей. Ефим Никитич немало знал таких. Вскоре он  организовал и глубоко законспирировал подпольную группу. Партизаны стали ходить не только в дом Толкачёвых. У них немало было других адресов. Фашисты забирали хлеб у местных жителей и отправляли на разлом на мельницу, на которой работал младший брат Ефима Никитича, Тимофей Никитич. Ни одного килограмма муки фашистам не досталось, вся мука была вывезена, а мельник лежал в углу со связанными руками. В окрестных деревнях часто появлялись рукописные листовки, призывающие население бороться против фашистов. Тетрадочные листики находились на заборах, на стенах домов, у колодцев. Если бы ученики  Прилепской школы  хорошенько всмотрелись в ровные строчки, они непременно узнали бы почерк листовок, которые  сочинял Ефим Никитич Толкачёв. Нашлись предатели, которые выследили подпольщиков, донесли о них фашистам.

     Студёным январским днём приехали каратели и схватили  подпольщиков. Через месяц на площади села остановился обоз, в санях- розвальнях лежали истерзанные, связанные по рукам и ногам арестованные. Фашисты стали сооружать виселицы, так погибли  самые авторитетные люди села. Всю ночь у виселицы дежурили фашистские автоматчики. Советские патриоты и мёртвые наводили ужас на оккупантов. Их не разрешили хоронить на сельском кладбище. Окоченевшие трупы вывезли за село и сбросили в глубокий ров. Тут односельчане  и поставили потом памятник своим мужественным согражданам».

В 1975 году в Брянске был суд, судили предателей … После казни отца, Толкачёва  Ефима Никитича, весной 1943 года полицейские забрали имущество казнённых, членов их семей вывезли в лагерь посёлка Навля, оттуда через несколько дней отправили эшелоном в Германию. В составе стали болеть тифом, по-видимому, по этой причине, состав расформировали в городе Молодечно. Мама,  Пелагея  Петровна и четверо детей (мне шёл второй год), оказались в концлагере г. Молодечно. Условия в концлагере были ужасны: черпак похлёбки, сто грамм хлеба с опилками на сутки, одни нары на всю большую семью. Ежедневно умирало около ста человек, их вывозили и сбрасывали в траншею. После освобождения войсками Красной Армии из концлагеря, Антонина Ефимовна со своей сестрой и мамой  попали в деревню Леоновичи  Вилейского  района. Благодаря жителям этой деревни вся семья выжила.

Война- это голод, холод, смерть… Хочется низко поклониться всем белорусским людям, которые не оставляли в беде обездоленных, голодных детей, хоть сами ничего лишнего не имели».