Родительский университет

План работы родительского университета на 2023/2024 учебный год

развернуть

 

ПЛАН

РОДИТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

I ступень – «Мой ребенок – младший школьник»

для родителей учащихся I-IV классов

п/п

Название раздела, темы занятий, перечень изучаемых вопросов

Сроки проведения

Форма проведения

Ответственные

1

1-е классы

1.1

Тема 1. Адаптация учащихся в 1-м классе.

Физиологическая, психологическая и социальная адаптация обучающихся к школе. Причины социально-психологической дезадаптации. Помощь ребенку в адаптации к школе.

сентябрь

лекция/ практикум/ вебинар

Терешко Е.Д.,

Селицкая Л.Л., классные руководители;

Запустас А.М., педагог-психолог;

медицинский работник

1.2

Тема 2. Режим дня школьника.

Соблюдение санитарно-гигиенических норм. Организация режима дня школьника. Воспитание самостоятельности и организованности у первоклассника.

ноябрь

беседа/ практикум/ мастер-класс

Терешко Е.Д.,

Селицкая Л.Л., классные руководители;

Запустас А.М., педагог-психолог

1.3

Тема 3. Значение семейных традиций в формировании и развитии ребенка.

Ценности, традиции и обычаи семьи. Значение примера родителей в воспитании ребенка. Значение семейных традиций в формировании у ребенка желания трудиться.

январь

круглый стол/ дискуссия/ форум

Терешко Е.Д.,

Селицкая Л.Л., классные руководители

1.4

Тема 4. Положительные эмоции в жизни школьника.

Эмоции в нашей жизни. Значение эмоционально-чувственной сферы для формирования полноценной личности. Рекомендации родителям по развитию положительных эмоций ребенка.

апрель

семинар-практикум/

психологи-ческий тренинг

Запустас А.М., педагог-психолог

2

2-е классы

2.1

Тема 1. Как родители могут помочь ребенку учиться.

Соблюдение режима дня – важное условие успешной учёбы ребенка. Контроль родителей за выполнением домашних заданий школьников. Типичные ошибки родителей в организации учебного труда ребенка

октябрь

беседа/ семинар-практикум/ вебинар

Новик Л.В.,

Андриевская Н.В., классные руководители

2.2

Тема 2. Главные правила здорового образа жизни.

Здоровье школьника и его успехи в учёбе. Формирование здорового образа жизни учащихся младших классов. Основные правила здорового образа жизни: рациональное питание, двигательная активность, положительные эмоции. Роль семьи в физическом воспитании детей. Кодекс семейного здоровья

декабрь

круглый стол/ семинар-практикум/ вебинар

Новик Л.В.,

Андриевская Н.В., классные руководители

2.3

Тема 3. Влияния семьи на эмоциональное состояние ребенка.

Семейное благополучие и семейное неблагополучие. Факторы, причины и индикаторы семейного неблагополучия. Семьи со скрытой формой неблагополучия.

Влияние внутрисемейных отношений на развитие личности и психическое здоровье ребенка

февраль

лекция/ семинар-практикум/психологический тренинг

Запустас А.М.,

педагог-психолог;

Дубовик Е.Л., педагог социальный

2.4

Тема 4. Трудовое воспитание детей в семье.

Воспитание в труде. Роль семьи в развитии работоспособности ученика. Как научить современного ребенка трудиться

май

круглый стол/ форум/ дискуссия/ мастер-класс

Новик Л.В.,

Андриевская Н.В., классные руководители

3

3-е классы

3.1

Тема 1. Значение школьной отметки в жизни ребёнка.

Отметка и оценка знаний учащихся. Критерии оценки. Влияние оценки на самооценку учащихся. Рекомендации родителям по формированию у ребенка навыков самоконтроля, умения работать самостоятельно, воспитания интереса к знаниям

сентябрь

беседа/ семинар-практикум/ вебинар

Каркоцкая Н.А.,

Супранович О.Б., классные руководители

3.2

Тема 2. Психологические и физиологические особенности третьеклассников.

Специфика развития восприятия, внимания, памяти, мышления у младших школьников. Особенности межличностного общения. Самооценка младших школьников

декабрь

лекция/ семинар-практикум/ мастер-класс

Запустас А.М.,

педагог-психолог

3.3

Тема 3. Здоровая семья – здоровый ребенок.

Формирование умений и навыков здорового образа жизни. Спорт в жизни родителей и детей. Основные правила здорового образа жизни

январь

беседа/ дискуссия/ практикум

Дубовик Е.Л.,

педагог социальный

3.4

Тема 4. Эффективное общение в семье – залог успеха школьника.

Сущность семейного общения. Семья как система межличностных взаимодействий. Общение как процесс взаимовлияния. Особенности семейного общения.

Культура семейного общения. Влияние общения родителей с детьми на их полноценное развитие. Навыки эффективной коммуникации. Создание в семье атмосферы защищенности, тепла и любви

апрель

семинар-практикум/психологи-ческий тренинг

Запустас А.М.,

педагог-психолог,

Дубовик Е.Л.,

педагог социальный

4

4-е классы

4.1

Тема 1. Возрастные психофизиологические особенности учащихся 4-х классов.

Познавательная рефлексия: способность осознать причины учебных неудач и успехов. Формирование произвольности познавательных процессов: внимания, памяти. Личностные особенности младших школьников

сентябрь

лекция/ вебинар

Запустас А.М.,

педагог-психолог

4.2

Тема 2. Как научить своего ребенка жить в мире людей.

Воспитание культуры поведения и уважения к людям у учащихся. Формирование правил поведения и хороших манер. Культура личности: культура внешности, общения, речи. Эффективное общение: основные составляющие

декабрь

круглый стол/ дискуссия/ форум/ семинар-практикум

Дрозд М., Янович Н.А.,

классные руководители, Дубовик Е.Л.,

педагог социальный

4.3

Тема 3. Ребенок и компьютер.

Компьютер дома: польза или вред? Компьютерные игры.

Влияние компьютера на организм и личность ребенка. Плюсы и минусы использования компьютера школьником. Как правильно организовать работу школьника за компьютером. Сохранение здоровья ребенка при работе за компьютером

февраль

конференция/ круглый стол/ дискуссия/ форум/ семинар-практикум

Дрозд М., Янович Н.А.,

классные руководители, Запустас А.М.,

педагог-психолог

4.4

Тема 4. Книги в жизни школьника.

Отношение ребенка к учебной и художественной литературе. Как сохранить любовь к книге при информационной перегрузке в современном мире

май

круглый стол/ дискуссия/ форум/ вебинар

классный руководитель

 

 КОНСУЛЬТАЦИИ

для родителей учащихся I-IV классов

Класс

Темы консультаций для родителей

Ответственные

1

Психологические особенности младших школьников

Развитие памяти и внимания младших школьников

Мотивы учения младших школьников

Отношения в семье как основа взаимопонимания

Поощрение и наказание детей в семье

Леворукий ребенок в школе

Запустас А.М.,

педагог-психолог;

Дубовик Е.Л.,

педагог социальный; классные руководители

2

Воспитание вежливости

Профилактика жестокого обращения с детьми

Как на самом деле любить своих детей?

Микроклимат в семье и воспитание ребёнка Конфликтные ситуации в детско-родительских отношениях

Роль отца в воспитании ребенка

Роль семьи в воспитании духовно-нравственных ценностей ребенка

Семейные традиции ценности в воспитании детей

Учение с увлечением

Запустас А.М.,

педагог-психолог;

Дубовик Е.Л.,

педагог социальный; классные руководители

3

Психологические причины неуспеваемости школьников и их предупреждение

Как выявить и развить способности детей?

Игра и труд в жизни детей младшего школьного возраста

Идеальные родители глазами детей, идеальный ребёнок глазами родителей

Как помочь ребенку стать внимательнее?

Как привить ребенку любовь к чтению?

Конфликтные ситуации между родителем и ребенком: как услышать ребенка?

Запустас А.М.,

педагог-психолог;

Дубовик Е.Л.,

педагог социальный; классные руководители

4

Агрессивное поведение: как помочь ребенку?

Как помочь ребенку правильно распределить свое время?

Неуспешный ученик: причины и способы решения проблем

Влияние внутрисемейных отношений на эмоциональное состояние ребёнка

Интеллектуальное развитие ребенка

Значение памяти и внимания в интеллектуальном развитии детей

Организация свободного времени детей в период летних каникул

Запустас А.М.,

педагог-психолог;

Дубовик Е.Л.,

педагог социальный; классные руководители;

Селюн А.Ф.,

инспектор по делам несовершеннолетних

 

ПЛАН

РОДИТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

II ступень – «Мой ребенок – подросток»

для родителей учащихся V-IX классов

Название раздела, темы занятий, перечень изучаемых вопросов

Сроки  проведения

Форма проведения

Ответственные

1

5-е классы

1.1

Тема 1. Адаптация ребенка в новом коллективе.

Формирование нового учебного коллектива 5 класса. Адаптация ребенка в новой среде. Трудности адаптации пятиклассников к школе

сентябрь

семинар-практикум/ вебинар

Жвалевская Н.Г.,

Ставская С.Д.,

классные руководители; Запустас А.М.,

педагог-психолог

1.2

Тема 2. Ребенок среди сверстников

Детский коллектив и его значение в развитии личности школьника. Потребности ребенка в признании и самореализации. Проблемы лидерства. Развитие способности к сотрудничеству как предпосылка успешности в жизни. Как помочь ребенку в налаживании отношений со сверстниками

ноябрь

круглый стол/ беседа/ семинар-практикум

Жвалевская Н.Г.,

Ставская С.Д.,

классные руководители; Запустас А.М.,

педагог-психолог; Дубовик Е.Л.,

педагог социальный;

1.3

Тема 3. Ваш ребенок вырос.

Особенности младшего подросткового возраста. Физическое, психическое и социальное развитие младших подростков. Общение подростков со сверстниками и взрослыми. Трудности и риски младшего подросткового возраста

февраль

лекция/ беседа/ вебинар

педагог-психолог, педагог социальный,

медицинский работник

1.4

Тема 4. Меры наказания и поощрения в современной семье.

Вопросы дисциплины в семье с младшими подростками. Почему не работают привычные методы воспитания. Как стать подростку другом без потери родительского авторитета

май

круглый стол/ дискуссия/ форум/ вебинар

Жвалевская Н.Г.,

Ставская С.Д.,

классные руководители;

Дубовик Е.Л.,

педагог социальный

2

6-е классы

2.1

Тема 1. Семья как персональная микросреда жизни и развития ребенка. Нравственные и культурные ценности семьи.

Ребенок и удовлетворение его потребностей в семье. Психолого-педагогические факторы развития и воспитания ребенка в семье. Типы семейного воспитания и их характеристика. Гармоничное семейное воспитание, его основные характеристики.

Проблемы нравственного воспитания детей в семье. Нравственные традиции и обычаи. Ценности семьи как основа воспитания ребенка

сентябрь

лекция/ беседа/ вебинар

Запустас А.М.,

педагог-психолог;

Дубовик Е.Л.,

педагог социальный; Сергиевич Т.Г.,

Сапронова В.Н.,

классные руководители

2.2

Тема 2. Профилактика проблемного поведения подростков.

Отклоняющееся поведение подростков. Формы аддиктивного (зависимого) поведения подростков (курение, алкоголизм, наркомания и др.). Причины зависимого поведения. Профилактика зависимостей в подростковой среде. Роль родителей в предупреждении отклоняющегося поведения подростков.

декабрь

семинар-практикум/ вебинар/ психологи-ческий тренинг

Запустас А.М.,

педагог-психолог;

Сергиевич Т.Г.,

Сапронова В.Н.,

классные руководители

2.3

Тема 3. Безопасность подростков в сети Интернет.

Виртуальная реальность: возможности и опасности. Основные правила медиабезопасности для родителей и подростков. Профилактика интернет-рисков. Как уберечь ребенка от опасностей в социальных сетях

март

круглый стол/ дискуссия/ форум/ семинар-практикум/ мастер-класс

Запустас А.М.,

педагог-психолог;

Сергиевич Т.Г.,

Сапронова В.Н.,

классные руководители

2.4

Тема 4. Организация летнего отдыха подростков.

Правила безопасного поведения летом. Опасности свободного времяпровождения подростков. Оказание первой медицинской помощи. Рекомендации родителям по обеспечению безопасности детей в летний период

май

конференция/ семинар-практикум/ вебинар

Дубовик Е.Л.,

педагог социальный;

медицинский работник

3

7-е классы

3.1

Тема 1. Психологические и физиологические особенности семиклассников.

Возрастные особенности 13-14-летних подростков. Специфика развития внимания, памяти, мышления. Половое созревание. Здоровье школьника и его успехи в учёбе

сентябрь

лекция/ беседа/ вебинар

Запустас А.М.,

педагог-психолог;

медицинский работник

3.2

Тема 2. Профилактика правонарушений подростков.

Противоправное поведение несовершеннолетних. Факторы и причины правонарушений. Подростки «группы риска»

ноябрь

круглый стол/ беседа/ вебинар

Дубовик Е.Л., педагог социальный, Селюн А.Ф., инспектор по делам несовершеннолетних

3.3

Тема 3. Правила поведения с подростками: особенности переходного возраста

Жизнь семьи с ребенком-подростком: борьба принципов или поиски компромис-сов. Психологический климат в семье.

Родительский авторитет. Как его приобрести и как не потерять. Правила взаимодействия с подростком

февраль

конференция/ дискуссия/ форум/ семинар-практикум/

психологи-ческий тренинг

Запустас А.М.,

педагог-психолог; Дубовик Е.Л.,

педагог социальный

3.4

Тема 4. Как повысить учебную мотивацию подростков.

Отношение подростков к обучению. Потеря интереса к учебе у подростков – что делать и как избежать. Причины снижения учебной мотивации в подростковом возрасте. Как заинтересовать подростка обучением? Мотивация на успех

апрель

беседа/ семинар-практикум/психологи-ческий тренинг

Запустас А.М.,

педагог-психолог;

Павловская Н.В.,

Храмец В.Л.,

классные руководители

4

8-е классы

4.1

Тема 1. Жизненные цели подростков.

Цели подросткового периода. Постановка целей и их достижение.

Успеваемость в школе как один из факторов успешного достижения целей

октябрь

лекция/ беседа/ вебинар

Запустас А.М.,

педагог-психолог; Дубовик Е.Л.,

педагог социальный

4.2

Тема 2. Как уберечь подростка от насилия.

Насилие и безопасность наших детей. Виды насилия. Анализ проблемных ситуаций. Профилактика основных рисков. Особенности виктимного поведения (поведения «жертвы»)

декабрь

конференция/ форум/ семинар-практикум/

психологи-ческий тренинг

Запустас А.М.,

педагог-психолог; Дубовик Е.Л.,

педагог социальный; Селюн А.Ф.,

инспектор по делам несовершеннолетних

4.3

Тема 3. Осторожно: суицид.

Суицид среди несовершеннолетних. Виды и причины. Мотивы суицидального поведения у подростков. Индикаторы суицидального риска.

Профилактика суицидального поведения

март

беседа/ семинар-практикум/ вебинар

Запустас А.М.,

педагог-психолог; Дубовик Е.Л.,

педагог социальный

4.4

Тема 4. Культура поведения в конфликтных ситуациях.

Понятие «конфликт». Супружеские ссоры и конфликты. Развод как психотравмирующий фактор. Последствия развода для супругов и детей.

Семейные конфликты в диаде «родители-дети», причины их возникновения. Стратегии поведения в конфликте, способы преодоления и профилактика детско-родительских конфликтов.

Школьные конфликты. Культура поведения взрослых и детей при возникновении школьных конфликтов

май

круглый стол/ конференция/ семинар-практикум/

психологи-ческий тренинг

Запустас А.М.,

педагог-психолог; Дубовик Е.Л.,

педагог социальный;

Крепская Т.А., Томкович В.К.,

Беляк В.Г., классные руководители

5

9-е классы

5.1

Тема 1. Портрет современного подростка.

Индивидуальные особенности подростка и характерные возрастные черты. Ключевые переживания возраста. Личностные особенности и особенности общения. Возможные проблемы, внешние и внутренние конфликты, отношение к учебе

сентябрь

лекция/ конференция/ вебинар

Запустас А.М.,

педагог-психолог;

Бруева Т.А.,

ЯхимовичС.А.,

Ахрем Н.В.,

классные руководители

5.2

Тема 2. Агрессия, её причины и последствия.

Формы агрессивного поведения подростков. Причины агрессивности и ее влияние на взаимодействие подростка с окружающими людьми.

Возможные способы преодоления агрессивности в поведении подростка. Рекомендации для родителей по профилактике и коррекции агрессивного поведения подростка

ноябрь

беседа/ семинар-практикум/ вебинар

Запустас А.М.,

педагог-психолог; Дубовик Е.Л.,

педагог социальный

5.3

Тема 3. Формирование здорового образа жизни: вредные привычки и как им противостоять.

Подростковый возраст как фактор риска для возникновения вредных привычек и зависимостей. Формирование у подростков потребности в здоровом образе жизни, ответственности за своё здоровье. Профилактика вредных привычек

февраль

лекция/ беседа/ семинар-практикум

Запустас А.М.,

педагог-психолог;

Бруева Т.А.,

ЯхимовичС.А.,

Ахрем Н.В.,

классные руководители;

Дубовик Е.Л., педагог социальный

5.4

Тема 4. Профессиональная ориентация девятиклассниковКак помочь подростку выбрать профессию?

Профессиональные намерения и возможности учащихся. Влияние семьи на выбор профессии подростком. Как родители могут поддержать ребенка при выборе профессии? Знакомство родителей обучающихся с результатами диагностики склонностей, способностей и профессиональных интересов подростков

апрель

конференция/ форум/ семинар-практикум/ вебинар

Запустас А.М.,

педагог-психолог;

Бруева Т.А.,

ЯхимовичС.А.,

Ахрем Н.В.,

классные руководители;

Дубовик Е.Л., педагог социальный

             

 КОНСУЛЬТАЦИИ

для родителей учащихся V-IX классов

Класс

Темы консультаций для родителей

Ответственные

5

Мой ребенок становится подростком

Психологические особенности младших подростков

Ребенок в коллективе сверстников

Межличностное общение подростков

Отношения в семье

Компьютерные игры: польза или вред?

Вопросы дисциплины

Ответственность родителей за воспитание детей

Запустас А.М.,

педагог-психолог; Дубовик Е.Л.,

педагог социальный; классные руководители,

инспектор по делам несовершеннолетних

6

Роль отца и матери в воспитании ребенка

Как научить учиться с удовольствием?

Школьные конфликты

Трудности переходного возраста

Как предупредить употребление подростками психоактивных веществ?

Мальчики и девочки: как строить взаимоотношения?

Трудовое воспитание в семье

Запустас А.М.,

педагог-психолог; Дубовик Е.Л.,

педагог социальный; классные руководители,

инспектор по делам несовершеннолетних

7

Ваш любимый неидеальный ребенок

Подростковый возраст: проблемы полового созревания

Трудности общения. Конфликты между подростками, основные причины конфликтов Любовь и дружба в подростковом возрасте

Как помочь ребенку стать взрослым?

Подростки в социальных сетях: безопасное поведение

Особенности взаимоотношений между братьями и сестрами в семье

Предотвращение отчужденности между родителями и детьми

Как услышать ребенка, пока он не стал «трудным»?

Запустас А.М.,

педагог-психолог; Дубовик Е.Л.,

педагог социальный; классные руководители; медицинский работник

8

Как научиться понимать и принимать подростка?

О родительском авторитете

Конфликты с подростком: как вести себя в конфликтных ситуациях?

Подросток в социальных сетях: что делать?

Как научить подростка быть ответственным за свои поступки?

Домашняя работа: удовольствие или наказание?

Отношения между мальчиками и девочками: проблемы полового воспитания

Как сохранить репродуктивное здоровье подростка?

Запустас А.М.,

педагог-психолог; Дубовик Е.Л.,

педагог социальный; классные руководители; медицинский работник

9

Формирование правосознания и ответственности подростка за свои поступки. Самооценка поведения

Как помочь подростку в выборе профессии?

Как научить детей распоряжаться деньгами?

Свободное время и его значение в формировании личности подростка

Интернет-зависимость: пути преодоления

Организация свободного времени детей в период летних каникул

Ответственное родительство – залог благополучия семьи

Запустас А.М.,

педагог-психолог; Дубовик Е.Л.,

педагог социальный; классные руководители; инспектор по делам несовершеннолетних

 

 

ПЛАН

РОДИТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

III ступень – «Мой ребенок – старшеклассник»

для родителей учащихся X-XI классов

Название раздела, темы занятий, перечень изучаемых вопросов

Сроки проведения

Форма проведения

Ответственные

 

1

10-е классы

1.1

Тема 1. Здоровье - это жизнь.

Факторы риска для здоровья современной молодежи. Проблема здорового питания. Увлечение диетами.

Гиподинамия – проблема современных молодых людей. Стресс и его влияние на здоровье. Вредные привычки.

Сохранение здоровья и правила здорового образа жизни. Режим дня

сентябрь

лекция/ беседа/ семинар-практикум/ вебинар

Дубовик Е.Л.,

педагог социальный; медицинский работник

1.2

Тема 2. Первая любовь в жизни вашего ребенка.

Особенности юношеской любви. Культура поведения влюбленных. Как помочь, а не навредить взрослеющему ребёнку

ноябрь

круглый стол/ дискуссия/ форум/ мастер-класс

Запустас А.М.,

педагог-психолог;

медицинский работник

1.3

Тема 3. Роль семьи в формировании репродуктивного здоровья юношей и девушек.

Репродуктивное здоровье юношей и девушек. Факторы риска для репродуктивного здоровья. Условия сохранения репродуктивного здоровья.

Отношения между юношами и девушками, любовь и сексуальные отношения.

Рискованное поведение молодежи. Незапланированная беременность и аборт. Профилактика ЗППП.

Стиль жизни и репродуктивное здоровье молодежи. Влияние семейного воспитания на формирование у подростков ценности репродуктивного здоровья

февраль

беседа/ круглый стол/ вебинар

Запустас А.М.,

педагог-психолог; Дубовик Е.Л.,

педагог социальный

1.4

Тема 4. Как помочь старшекласснику обрести уверенность в себе?

Влияние застенчивости и неуверенности на учебные успехи старшеклассника. Пути преодоления застенчивости и неуверенности старшеклассника дома и в школе

апрель

круглый стол/ дискуссия/ психологи-ческий тренинг, вебинар

Волчкова О.А.,

Кузнецова Т.С.,

классные руководители,

Запустас А.М.,

педагог-психолог

2

11-е классы

2.1

Тема 1. Как помочь старшекласснику в профессиональном самоопределении?

Определение профессиональных склонностей и способностей старшеклас-сников. Факторы, влияющие на выбор профессии. Роль родителей в процессе выбора профессии и самоопределении старшеклассника. Приоритеты старше-классников в выборе профессии. Профессиональные династии. Помощь старшеклассникам в выборе будущей профессии

октябрь

семинар-практикум/ форум/ вебинар

Запустас А.М.,

педагог-психолог;

Аносович Л.Ф.,

Послед О.М., классные руководители

 

2.2

Тема 2. Как уберечь ребенка от зависимостей?

Зависимое поведение, его причины, факторы риска. Формирование зависимос-ти. Виды угроз, представляющих опасность для жизни, физического, психического и нравственного здоровья и полноценного развития старшеклассника. Интернет-зависимость. Пути профилакти-ки и преодоления: памятка для родителей

декабрь

конференция/ беседа/ практикум

Запустас А.М.,

педагог-психолог; Дубовик Е.Л.,

педагог социальный; медицинский работник

 

2.3

Тема 3. Подготовка старшеклассников к будущей семейной жизни.

Воспитание старшеклассника как будущего семьянина. Формирование осознанного отношения к вступлению в брак и будущей семейной жизни. Формирование ценностного отношения к родительству, рождению и воспитанию детей. Роль семейных взаимоотношений и традиций в подготовке старшеклассников к семейной жизни

март

круглый стол/ дискуссия/ форум/ вебинар

Дубовик Е.Л.,

педагог социальный;

Аносович Л.Ф.,

Послед О.М., классные руководители

 

2.4

Тема 4. Как помочь ребёнку в период подготовки к экзаменам?

Профилактика экзаменационного стресса. Факторы, усиливающие и снижающие тревогу. Как помочь старшекласснику справиться с тревогой (мнемотехники, приемы концентрации внимания и приемы расслабления в стрессовой ситуации).Сотрудничество родителей и педагогов в период подготовки старшеклассников к экзаменам. Помощь в подготовке к экзаменам: правила для родителей выпускников. Режим учебного труда и отдыха в экзаменационный период

май

семинар-практикум/ мастер-класс/ психологи-ческий тренинг

Запустас А.М.,

педагог-психолог;

Аносович Л.Ф.,

Послед О.М., классные руководители;

медицинский работник

 

                   

 

 КОНСУЛЬТАЦИИ

для родителей учащихся X-IX классов

Класс

Темы консультаций для родителей

Ответственные

10

Психофизиологические особенности десятиклассников

Самовоспитание старшеклассников как условие нравственного воспитания

Личное ли это дело – личное счастье?

Формирование семейно-брачных ценностей старшеклассников

Воспитание нравственного идеала, духовного мира старшеклассников

Кем быть и каким быть?

Организация досуга старшеклассников

Особенности здоровья и физического развития старшеклассника

Режим учебного и физического труда, личная гигиена

классные руководители,

Запустас А.М.,

педагог-психолог; Дубовик Е.Л.,

педагог социальный;

медицинский работник

11

Трудности личностного роста и их влияние на обучение

Научная организация учебного труда старшеклассников

Роль театра, кино и телевидения в формировании эстетических идеалов у старшеклассников

Закон и ответственность несовершеннолетних

Формирование здорового образа жизни

Физическое совершенство, готовность старшеклассников к труду, военной службе

Самореализация личности

классные руководители,

Запустас А.М.,

педагог-психолог; Дубовик Е.Л.,

педагог социальный;

медицинский работник;

инспектор по делам несовершеннолетних,

медицинский работник

Цель Родительского университета - создание условий для повышения педагогической и психологической культуры родителей, формирование ответственного, позитивного родительства. Университет педагогических знаний для родителей должен способствовать установлению контактов родителей со школой, взаимодействию родителей и педагогов в воспитании, развитии и социализации ребенка.

Основные задачи Родительского университета:

  • способствовать формированию ценностно-смысловых основ родительства;
  • актуализировать чувства ответственности за выполнение родительских функций;
  • содействовать формированию и развитию психолого-педагогических компетенций родителей в области семейного воспитания (формирование знаний о семейной психологии, детско-родительских отношениях, возрастных особенностях детей, формирование гармоничных семейных отношений, навыков конструктивного взаимодействия с детьми и др.), содействовать развитию навыков самообразования родителей;
  • обеспечить целенаправленную работу по профилактике семейного неблагополучия и социального сиротства, снижению риска конфликтных ситуаций и кризисных состояний, возникновению затруднений в семейном воспитании, оказание своевременной психолого-педагогической и информационной помощи семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию;
  • организовать эффективное сотрудничество и партнерство родителей обучающихся и учреждения образования.

Целевая группа – родители (законные представители) учащихся.

Работа Родительского университета организуется с учетом закономерностей развития ребенка в разные возрастные периоды по трем ступеням:

I ступень – «Мой ребенок – младший школьник» - для родителей учащихся I-IV классов учреждений общего среднего образования.

II ступень «Мой ребенок – подросток» - для родителей учащихся V-IX классов учреждений общего среднего образования.

III ступень «Мой ребенок – старшеклассник» - для родителей учащихся X-XI классов учреждений общего среднего образования.

Формы проведения занятий:

  • дистанционные (вебинары, форумы, on-line консультации, размещение информации по актуальным вопросам семейного воспитания на сайте школы, участие в создании рекламных буклетов, листовок, оформление стендов, анкетирование родителей, привлечение родителей к участию в тематических выставках и других мероприятиях).

Тематический план родительского университета на I ступени, II ступени, III ступени (файл в формате .pdf)

 

свернуть

Как разговорить подростка

02.04.2021
развернуть

 

Вам стало все трудней и трудней общаться со своим ребенком-подростком? Он проводит много времени в сомнительных компаниях, 78нервничает, переживает, но ничем не делится с вами? А все ваши попытки установить контакт терпят неудачу?

У вашего ребенка началось становление личности. С одной стороны, ему хочется обособиться и стать независимым, а с другой – он так же продолжает нуждаться в вашей поддержке и мудрых советах. 

Почему многие подростки избегают общения с родителями: 4 причины

  1. Подростки не чувствуют заинтересованности родителей в своих проблемах и наболевших вопросах.
  2. В некоторых семьях не принято обсуждать проблемы с другими членами, жаловаться, показывать себя слабыми и беззащитными.
  3. Родители так много поучают своих детей, что последним невозможно и слова вставить. Такие подростки выбирают стратегию «Молчи, так проще и безопаснее».
  4. Подростки стремятся к независимости. А любые попытки родителей «влезть в душу» расцениваются ими как посягательство на личную свободу или как попытка продлить ненужное детство.25

 Зачем нужно разговаривать с подростком?

Несмотря на то, что ребенок всячески стремится показывать и отстаивать свою взрослость, он пока остается ребенком. Ни друзья, ни увлечения, ни Интернет не дадут подростку тех мудрых жизненных знаний, которыми владеют его близкие и родные.

Как разговорить подростка: советы родителям

  1. Вспомните себя Прежде чем начать разговор с ребенком, вспомните себя в подростковом возрасте: что вас интересовало, чем вы увлекались, как общались со сверстниками, родителями, учителями? Какое это было общение: вежливое или не очень, открытое или отстраненное? Чего вам больше всего хотелось на тот момент – свободы, понимания, признания, адекватной самооценки, моральной поддержки родных и друзей? Важно понять: все, что происходило с вами – это не случайные ошибки, а испытания, которые надо было пройти, чтобы стать таким замечательным человеком, как и вы.
  2. Относитесь к подростку как к личности Несмотря на некоторую «детскость» подростка, уважайте его. Помните: он – самостоятельная личность со своими особенностями и правом на ошибки.
  3. Признайте его право на тайны Помните, что у подростков могут быть свои тайны. А потому, прежде чем начать беседу – успокойте себя. Иметь секреты – это нормально. У вас ведь тоже найдется несколько вещей, о которых вы никогда и никому не расскажете?
  1. Идите на контакт Заранее скажите подростку, что вы хотели бы с ним пообщаться. Уточните время, когда он сможет это сделать. За этот период он сможет настроиться на беседу. Скажите, что не будете читать морали. Если ваш ребенок бунтует,не отвечает на вопрос, нарушает сроки или вовсе отказывается от общения – значит, время для откровений еще не пришло. Не нервничайте и не грубите в ответ, проявляйте выдержку. Вполне вероятно, что подросток «тестирует вас на прочность».
  2. Задавайте грамотные вопросы Если подросток доброжелательно отреагировал на предложение поговорить, начните беседу с вопроса. Например, попросите совета в чем-либо или спросите, почему у вас не ладятся отношения. Спросите, что, по его мнению, родитель делает не так. Если подросток ничего конкретного не говорит, не волнуйтесь. Переведите разговор236 на нейтральные темы. Главное – приучить подростка общаться с вами. Постепенно он начнет вам доверять. Помните, что разговорить человека проще, занимаясь с ним совместным делом. А потому, если ваш подросток отмалчивается, витиевато отвечает на вопросы или проявляет агрессию – займите его интересным делом. Если подросток идет на контакт, дальше спросите о его проблемах, вопросах, которые волнуют, и т.д.
  3. Не навязывайтесь Задавая вопросы, не давите, не будьте навязчивыми и слишком суровыми. Не заискивайте и не сюсюкайте – это лишь вызовет раздражение. Дайте ребенку понять, вы – любящий родитель и всегда готовы выслушать, понять и помочь.
  4. Активно слушайте Не торопите ребенка, дайте ему спокойно высказаться. Это поможет ему лучше понять себя. Задавайте уточняющие вопросы, спрашивайте, как бы он поступил на вашем месте. Отвечайте на его вопросы.
  5. Поддерживайте инициативу Если ваш подросток вдруг стал рассказывать вам про своих кумиров, айпады и планшеты, а эти темы вам совершенно не интересны, не одергивайте ребенка, не уходите от беседы, а поддержите его инициативу. Внимательно слушайте, задавайте уточняющие вопросы. Помните, хорошая беседа начинается с малого.
  6. Рассказывайте личные истории Не поучайте и не противопоставляйте подростку себя. Это ведет к раздражению и протестам. Лучше расскажите истории из своей жизни – о первой любви, о стычках с родителями, о драках с соседним двором, о секретах от родителей и т.д.
  7. Покажите свои чувства Обсуждая с ребенком проблему, событие или историю, расскажите о своих чувствах, выразите свое отношение. Что дальше делать с предложенной информацией, подросток решит сам. Он уже взрослый. Если вы будете за него что-то решать, он обозлится или замкнется в себе. 
  1. Похвалите Не упускайте возможности за что-либо похвалить подростка. Скажите ему, как он красиво подстригся, подобрал костюм, как он замечательно справился с заданием, как поддержал сестру в трудный момент. Лучше всего хвалить подростка при свидетелях (близких, друзьях), так как подростку в этом возрасте общественное мнение максимально важно. 

Помните: основными помощниками родителей в сложных ситуациях являются терпение, внимание и понимание.

Материал подготовила педагог-психолог  

свернуть

Тематический план родительского университета

22.03.2021
развернуть

 

IV четверть

Тематика

Класс

Месяц

Форма

Ответственные

1

Режим дня школьника

1

апрель

индивидуальная консультация

классные руководители

2

Трудовое воспитание детей в семье

2

апрель

индивидуальная беседа

классные руководители

3

Здоровая семья – здоровый ребенок

3

май

индивидуальная  беседа

социальный педагог, медицинский работник,

классные руководители

4

Книги в жизни школьника

4

апрель

индивидуальная беседа

классные руководители

5

Меры наказания и поощрения в современной семье

5

май

информация в виде листовок

педагог социальный,

классные руководители

6

Организация летнего отдыха подростка

6

май

индивидуальная беседа

педагог социальный,

классные руководители

7

Правила поведения с подростками: особенности переходного возраста

7

апрель

информация на сайт школы

педагог социальный, педагог-психолог, классные руководители

8

Культура поведения в конфликтных ситуациях

8

май

индивидуальная консультация

классные руководители,

педагог социальный, педагог-психолог

9

Профессиональная ориентация девятиклассников. Как помочь подростку выбрать профессию?

9

апрель

информация на сайт школы

классные руководители,

 педагог социальный, педагог-психолог

10

Как помочь старшекласснику обрести уверенность в себе?

10

апрель

информация в виде буклетов

классные руководители,

педагог социальный, педагог-психолог

11

Как помочь ребенку в период подготовки к экзаменам? 

11

май

информация на сайт школы

педагог психолог, классный руководитель, медицинский работник

свернуть

Новые Кодекс об административных правонарушениях и Процессуально-исполнительный кодекс об административных правонарушениях

10.03.2021
развернуть

22 января официально опубликованы новые Кодекс об административных правонарушениях и Процессуально-исполнительный кодекс об административных правонарушениях, подписанные Главой государства 6 января 2021 г.

Главной особенностью новых кодексов является закрепление приоритета профилактических мер воздействия перед наказанием.

В частности, новым КоАП предусмотрено разделение всех административных правонарушений на три категории в зависимости от степени общественной вредности и тяжести последствий на:

  • административные проступки; 
  • значительные административные правонарушения; 
  • грубые административные правонарушения.

От категории совершенного деяния будет зависеть характер применяемых мер воздействия.

Что касается ПИКоАП, то его основной новацией является включение специальной главы, регулирующей процессуальные вопросы применения профилактических мер воздействия, а также наложение взысканий при фиксации правонарушений автоматическими системами и в ходе судебного разбирательства.

Новые КоАП и ПИКоАП, согласно Закону Республики Беларусь от 6 января 2021 г. № 93-З, вводятся в действие с 1 марта 2021 г.

До приведения законодательства в соответствие с новыми кодексами акты законодательства применяются в той части, в которой они не противоречат принятым КоАП и ПИКоАП, если иное не предусмотрено Конституцией Республики Беларусь.

Согласно Закону № 93-З с 1 марта 2021 г.:

  • должны быть прекращены дела об административных правонарушениях, которые согласно КоАП, другим законодательным актам, предусматривающим административную ответственность, не являются административными правонарушениями, а также дела об административных правонарушениях, по которым истекли сроки наложения административных взысканий, установленные статьей 7.6 КоАП; 
  • не подлежат исполнению неисполненные (полностью или частично) постановления о наложении административных взысканий за совершение деяний, не являющихся административными правонарушениями в соответствии с КоАП, другими законодательными актами.

Также подлежат пересмотру вынесенные до 1 марта 2021 г. и неисполненные (полностью или частично) постановления о наложении административных взысканий, если нормы КоАП улучшают положение лиц, совершивших административные правонарушения, по сравнению с нормами КоАП 2003 г.

Кроме того, новыми кодексами изменена процессуальная компетенция госорганов (госорганизаций), должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, осуществлять подготовку дел к рассмотрению, а также рассматривать указанные дела.

В связи с этим Законом предусмотрено, что не рассмотренные до 1 марта 2021 г. дела об административных правонарушениях должны быть переданы по компетенции .

«Таким образом, принятие Закона направлено на обеспечение непрерывности ведения административного процесса, в том числе с 1 марта 2021 г., когда вступят в силу новые КоАП и ПИКоАП», – отметили в пресс-службе Министерства юстиции.

свернуть

Что такое Родительский университет?

развернуть

Родительский университет является одной из форм работы с родителями (законными представителями) обучающихся. Это образовательный проект, направленный на формирование у родителей (законных представителей) обучающихся компетенций, позволяющих эффективно решать вопросы воспитания, развития и образования детей.-3-63844

Школа является важнейшим социальным институтом, с которым семья взаимодействует на протяжении всего обучения ребенка. Эффективность образования и воспитания ребенка во многом зависит от того, насколько тесна эта связь. Сотрудничество семьи и школы в интересах ребенка может быть успешным только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, учитывать его индивидуальные особенности при развитии его способностей, сформировать жизненные ориентиры и ценностные приоритеты.

 

свернуть

Основные задачи Родительского университета:

развернуть

 

  • способствовать формированию ценностно-смысловых основ родительства;
  • актуализировать чувства ответственности за выполнение родительских функций;unnamed
  • содействовать формированию и развитию психолого-педагогических компетенций родителей в области семейного воспитания (формирование знаний о семейной психологии, детско-родительских отношениях, возрастных особенностях детей, формирование гармоничных семейных отношений, навыков конструктивного взаимодействия с детьми и др.), содействовать  развитию навыков самообразования родителей;
  • обеспечить  целенаправленную работу по профилактике семейного неблагополучия и социального сиротства, снижению риска конфликтных ситуаций и кризисных состояний, возникновению затруднений в семейном воспитании, оказание своевременной психолого-педагогической и информационной помощи семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию;
  • организовать эффективное сотрудничество и партнерство родителей обучающихся и учреждения образования.
свернуть