RU BE EN

Министерство образования Республики Беларусь
Управление по образованию, спорту и туризму Вилейского райисполкома

Государственное учреждение образования

"Средняя школа № 3 г.Вилейки имени В.Л.Сосонко"

Родительский университет

План мероприятий родительского университета на 2024/2025 учебный год

развернуть

План мероприятий по реализации проекта "Родительский университет" на 2024/2025 учебный год (файл в формате .pdf) 

Цель Родительского университета - создание условий для повышения педагогической и психологической культуры родителей, формирование ответственного, позитивного родительства. Университет педагогических знаний для родителей должен способствовать установлению контактов родителей со школой, взаимодействию родителей и педагогов в воспитании, развитии и социализации ребенка.

Основные задачи Родительского университета:

  • способствовать формированию ценностно-смысловых основ родительства;
  • актуализировать чувства ответственности за выполнение родительских функций;
  • содействовать формированию и развитию психолого-педагогических компетенций родителей в области семейного воспитания (формирование знаний о семейной психологии, детско-родительских отношениях, возрастных особенностях детей, формирование гармоничных семейных отношений, навыков конструктивного взаимодействия с детьми и др.), содействовать развитию навыков самообразования родителей;
  • обеспечить целенаправленную работу по профилактике семейного неблагополучия и социального сиротства, снижению риска конфликтных ситуаций и кризисных состояний, возникновению затруднений в семейном воспитании, оказание своевременной психолого-педагогической и информационной помощи семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию;
  • организовать эффективное сотрудничество и партнерство родителей обучающихся и учреждения образования.

Целевая группа – родители (законные представители) учащихся.

Работа Родительского университета организуется с учетом закономерностей развития ребенка в разные возрастные периоды по трем ступеням:

I ступень – «Мой ребенок – младший школьник» - для родителей учащихся I-IV классов учреждений общего среднего образования.

II ступень «Мой ребенок – подросток» - для родителей учащихся V-IX классов учреждений общего среднего образования.

III ступень «Мой ребенок – старшеклассник» - для родителей учащихся X-XI классов учреждений общего среднего образования.

Формы проведения занятий:

  • дистанционные (вебинары, форумы, on-line консультации, размещение информации по актуальным вопросам семейного воспитания на сайте школы, участие в создании рекламных буклетов, листовок, оформление стендов, анкетирование родителей, привлечение родителей к участию в тематических выставках и других мероприятиях).

Тематический план родительского университета на I ступени, II ступени, III ступени (файл в формате .pdf)

 

свернуть

Как разговорить подростка

развернуть

 

Вам стало все трудней и трудней общаться со своим ребенком-подростком? Он проводит много времени в сомнительных компаниях, 78нервничает, переживает, но ничем не делится с вами? А все ваши попытки установить контакт терпят неудачу?

У вашего ребенка началось становление личности. С одной стороны, ему хочется обособиться и стать независимым, а с другой – он так же продолжает нуждаться в вашей поддержке и мудрых советах. 

Почему многие подростки избегают общения с родителями: 4 причины

  1. Подростки не чувствуют заинтересованности родителей в своих проблемах и наболевших вопросах.
  2. В некоторых семьях не принято обсуждать проблемы с другими членами, жаловаться, показывать себя слабыми и беззащитными.
  3. Родители так много поучают своих детей, что последним невозможно и слова вставить. Такие подростки выбирают стратегию «Молчи, так проще и безопаснее».
  4. Подростки стремятся к независимости. А любые попытки родителей «влезть в душу» расцениваются ими как посягательство на личную свободу или как попытка продлить ненужное детство.25

 Зачем нужно разговаривать с подростком?

Несмотря на то, что ребенок всячески стремится показывать и отстаивать свою взрослость, он пока остается ребенком. Ни друзья, ни увлечения, ни Интернет не дадут подростку тех мудрых жизненных знаний, которыми владеют его близкие и родные.

Как разговорить подростка: советы родителям

  1. Вспомните себя Прежде чем начать разговор с ребенком, вспомните себя в подростковом возрасте: что вас интересовало, чем вы увлекались, как общались со сверстниками, родителями, учителями? Какое это было общение: вежливое или не очень, открытое или отстраненное? Чего вам больше всего хотелось на тот момент – свободы, понимания, признания, адекватной самооценки, моральной поддержки родных и друзей? Важно понять: все, что происходило с вами – это не случайные ошибки, а испытания, которые надо было пройти, чтобы стать таким замечательным человеком, как и вы.
  2. Относитесь к подростку как к личности Несмотря на некоторую «детскость» подростка, уважайте его. Помните: он – самостоятельная личность со своими особенностями и правом на ошибки.
  3. Признайте его право на тайны Помните, что у подростков могут быть свои тайны. А потому, прежде чем начать беседу – успокойте себя. Иметь секреты – это нормально. У вас ведь тоже найдется несколько вещей, о которых вы никогда и никому не расскажете?
  1. Идите на контакт Заранее скажите подростку, что вы хотели бы с ним пообщаться. Уточните время, когда он сможет это сделать. За этот период он сможет настроиться на беседу. Скажите, что не будете читать морали. Если ваш ребенок бунтует,не отвечает на вопрос, нарушает сроки или вовсе отказывается от общения – значит, время для откровений еще не пришло. Не нервничайте и не грубите в ответ, проявляйте выдержку. Вполне вероятно, что подросток «тестирует вас на прочность».
  2. Задавайте грамотные вопросы Если подросток доброжелательно отреагировал на предложение поговорить, начните беседу с вопроса. Например, попросите совета в чем-либо или спросите, почему у вас не ладятся отношения. Спросите, что, по его мнению, родитель делает не так. Если подросток ничего конкретного не говорит, не волнуйтесь. Переведите разговор236 на нейтральные темы. Главное – приучить подростка общаться с вами. Постепенно он начнет вам доверять. Помните, что разговорить человека проще, занимаясь с ним совместным делом. А потому, если ваш подросток отмалчивается, витиевато отвечает на вопросы или проявляет агрессию – займите его интересным делом. Если подросток идет на контакт, дальше спросите о его проблемах, вопросах, которые волнуют, и т.д.
  3. Не навязывайтесь Задавая вопросы, не давите, не будьте навязчивыми и слишком суровыми. Не заискивайте и не сюсюкайте – это лишь вызовет раздражение. Дайте ребенку понять, вы – любящий родитель и всегда готовы выслушать, понять и помочь.
  4. Активно слушайте Не торопите ребенка, дайте ему спокойно высказаться. Это поможет ему лучше понять себя. Задавайте уточняющие вопросы, спрашивайте, как бы он поступил на вашем месте. Отвечайте на его вопросы.
  5. Поддерживайте инициативу Если ваш подросток вдруг стал рассказывать вам про своих кумиров, айпады и планшеты, а эти темы вам совершенно не интересны, не одергивайте ребенка, не уходите от беседы, а поддержите его инициативу. Внимательно слушайте, задавайте уточняющие вопросы. Помните, хорошая беседа начинается с малого.
  6. Рассказывайте личные истории Не поучайте и не противопоставляйте подростку себя. Это ведет к раздражению и протестам. Лучше расскажите истории из своей жизни – о первой любви, о стычках с родителями, о драках с соседним двором, о секретах от родителей и т.д.
  7. Покажите свои чувства Обсуждая с ребенком проблему, событие или историю, расскажите о своих чувствах, выразите свое отношение. Что дальше делать с предложенной информацией, подросток решит сам. Он уже взрослый. Если вы будете за него что-то решать, он обозлится или замкнется в себе. 
  1. Похвалите Не упускайте возможности за что-либо похвалить подростка. Скажите ему, как он красиво подстригся, подобрал костюм, как он замечательно справился с заданием, как поддержал сестру в трудный момент. Лучше всего хвалить подростка при свидетелях (близких, друзьях), так как подростку в этом возрасте общественное мнение максимально важно. 

Помните: основными помощниками родителей в сложных ситуациях являются терпение, внимание и понимание.

Материал подготовила педагог-психолог  

свернуть

Тематический план родительского университета

развернуть

 

IV четверть

Тематика

Класс

Месяц

Форма

Ответственные

1

Режим дня школьника

1

апрель

индивидуальная консультация

классные руководители

2

Трудовое воспитание детей в семье

2

апрель

индивидуальная беседа

классные руководители

3

Здоровая семья – здоровый ребенок

3

май

индивидуальная  беседа

социальный педагог, медицинский работник,

классные руководители

4

Книги в жизни школьника

4

апрель

индивидуальная беседа

классные руководители

5

Меры наказания и поощрения в современной семье

5

май

информация в виде листовок

педагог социальный,

классные руководители

6

Организация летнего отдыха подростка

6

май

индивидуальная беседа

педагог социальный,

классные руководители

7

Правила поведения с подростками: особенности переходного возраста

7

апрель

информация на сайт школы

педагог социальный, педагог-психолог, классные руководители

8

Культура поведения в конфликтных ситуациях

8

май

индивидуальная консультация

классные руководители,

педагог социальный, педагог-психолог

9

Профессиональная ориентация девятиклассников. Как помочь подростку выбрать профессию?

9

апрель

информация на сайт школы

классные руководители,

 педагог социальный, педагог-психолог

10

Как помочь старшекласснику обрести уверенность в себе?

10

апрель

информация в виде буклетов

классные руководители,

педагог социальный, педагог-психолог

11

Как помочь ребенку в период подготовки к экзаменам? 

11

май

информация на сайт школы

педагог психолог, классный руководитель, медицинский работник

свернуть

Новые Кодекс об административных правонарушениях и Процессуально-исполнительный кодекс об административных правонарушениях

развернуть

22 января официально опубликованы новые Кодекс об административных правонарушениях и Процессуально-исполнительный кодекс об административных правонарушениях, подписанные Главой государства 6 января 2021 г.

Главной особенностью новых кодексов является закрепление приоритета профилактических мер воздействия перед наказанием.

В частности, новым КоАП предусмотрено разделение всех административных правонарушений на три категории в зависимости от степени общественной вредности и тяжести последствий на:

  • административные проступки; 
  • значительные административные правонарушения; 
  • грубые административные правонарушения.

От категории совершенного деяния будет зависеть характер применяемых мер воздействия.

Что касается ПИКоАП, то его основной новацией является включение специальной главы, регулирующей процессуальные вопросы применения профилактических мер воздействия, а также наложение взысканий при фиксации правонарушений автоматическими системами и в ходе судебного разбирательства.

Новые КоАП и ПИКоАП, согласно Закону Республики Беларусь от 6 января 2021 г. № 93-З, вводятся в действие с 1 марта 2021 г.

До приведения законодательства в соответствие с новыми кодексами акты законодательства применяются в той части, в которой они не противоречат принятым КоАП и ПИКоАП, если иное не предусмотрено Конституцией Республики Беларусь.

Согласно Закону № 93-З с 1 марта 2021 г.:

  • должны быть прекращены дела об административных правонарушениях, которые согласно КоАП, другим законодательным актам, предусматривающим административную ответственность, не являются административными правонарушениями, а также дела об административных правонарушениях, по которым истекли сроки наложения административных взысканий, установленные статьей 7.6 КоАП; 
  • не подлежат исполнению неисполненные (полностью или частично) постановления о наложении административных взысканий за совершение деяний, не являющихся административными правонарушениями в соответствии с КоАП, другими законодательными актами.

Также подлежат пересмотру вынесенные до 1 марта 2021 г. и неисполненные (полностью или частично) постановления о наложении административных взысканий, если нормы КоАП улучшают положение лиц, совершивших административные правонарушения, по сравнению с нормами КоАП 2003 г.

Кроме того, новыми кодексами изменена процессуальная компетенция госорганов (госорганизаций), должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, осуществлять подготовку дел к рассмотрению, а также рассматривать указанные дела.

В связи с этим Законом предусмотрено, что не рассмотренные до 1 марта 2021 г. дела об административных правонарушениях должны быть переданы по компетенции .

«Таким образом, принятие Закона направлено на обеспечение непрерывности ведения административного процесса, в том числе с 1 марта 2021 г., когда вступят в силу новые КоАП и ПИКоАП», – отметили в пресс-службе Министерства юстиции.

свернуть

Что такое Родительский университет?

развернуть

Родительский университет является одной из форм работы с родителями (законными представителями) обучающихся. Это образовательный проект, направленный на формирование у родителей (законных представителей) обучающихся компетенций, позволяющих эффективно решать вопросы воспитания, развития и образования детей.-3-63844

Школа является важнейшим социальным институтом, с которым семья взаимодействует на протяжении всего обучения ребенка. Эффективность образования и воспитания ребенка во многом зависит от того, насколько тесна эта связь. Сотрудничество семьи и школы в интересах ребенка может быть успешным только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, учитывать его индивидуальные особенности при развитии его способностей, сформировать жизненные ориентиры и ценностные приоритеты.

 

свернуть

Основные задачи Родительского университета:

развернуть

 

  • способствовать формированию ценностно-смысловых основ родительства;
  • актуализировать чувства ответственности за выполнение родительских функций;unnamed
  • содействовать формированию и развитию психолого-педагогических компетенций родителей в области семейного воспитания (формирование знаний о семейной психологии, детско-родительских отношениях, возрастных особенностях детей, формирование гармоничных семейных отношений, навыков конструктивного взаимодействия с детьми и др.), содействовать  развитию навыков самообразования родителей;
  • обеспечить  целенаправленную работу по профилактике семейного неблагополучия и социального сиротства, снижению риска конфликтных ситуаций и кризисных состояний, возникновению затруднений в семейном воспитании, оказание своевременной психолого-педагогической и информационной помощи семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию;
  • организовать эффективное сотрудничество и партнерство родителей обучающихся и учреждения образования.
свернуть
поделиться в: