Министерство образования Республики Беларусь
Управление по образованию, спорту и туризму Вилейского райисполкома
Государственное учреждение образования
"Средняя школа № 3 г.Вилейки имени В.Л.Сосонко"
АУТОГЕННАЯ ТРЕНИРОВКА
Сядь удобно, закрой глаза. Спина прямая. Руки лежат на коленях.
Сосредоточься на формуле "Я спокоен". Мысли отгонять не стоит, так как это вызовет дополнительное напряжение. Позволь им проплыть, подобно облакам в небе.
Мысленно повтори 5-6 раз "Правая рука тяжелая". Затем повтори исходную формулу "Я спокоен".
Затем снова 5-6 раз произнеси формулу "Левая рука тяжелая". Снова повтори мысленно "Я спокоен".
Для того, чтобы привести тело в исходное состояние, можно кисти сжать в кулаки и открыть глаза, сделав глубокий вдох и выдох. Затем тоже проделайте с ногами.
ДЫХАТЕЛЬНОЕ УПРАЖНЕНИЕ
Для выполнения этого упражнения достаточно удобно сесть, распрямиться и положить расслабленные руки на колени.
1 фаза (4-6 сек.) Глубокий вдох через нос.
2 фаза (2-3 сек.) Задержка дыхания.
3 фаза (4-6 сек.) Медленный плавный выдох через нос.
4 фаза (2-3 сек.) Задержка дыхания и т.д.
свернуть
Анализ суицидального поведения несовершеннолетних в Минской области за 3 месяца 2022 года и предложения по профилактике самоповреждающего поведения несовершеннолетних
За 3 месяца 2022 года в Минской области зарегистрировано 27 суицидальных попыток несовершеннолетних или 9,3 на 100 тыс. детского населения, за 3 месяца 2021 года - 1 б попыток или 5,4 на 100 тыс. детского населения, отмечается рост Зарегистрированных суицидальных попыток на 69%. Причинами роста зарегистрированных суицидальных попыток среди несовершеннолетних является улучшение работы по выявлению несовершеннолетних с суицидальным поведением.
За 3 месяца 2021 в Минской области зарегистрировано 16 суицидальных попыток несовершеннолетних или 5,4 на 100 тыс. детского населения, проживали в сельской местности 5 человек (31,2%), в городе - 11 (68,8%). Состав суицидальных попыток по полу: мальчиков было 3 (1.8,8%), девочек 13 (81,2%), по способу: самоповреждение - 9 (56,25%), острое медикаментозное отравление - 6 (37,5%), падение с высоты 1 (6,25%), по возрасту: с 10 до 14 лет - 4 детей (25%), с 15 до 17 лет - 12 (75%), повторную суицидальную попытку совершили 3 несовершеннолетних (18,8%), состояли на учете у врача-психиатра - 3 (18,8%), совершил суицидальную попытку в состоянии алкогольного опьянения - 1 несовершеннолетний.
Из всех несовершеннолетних, совершивших суицидальную попытку за! квартал 2022 года проживали в сельской местности 12 человек (44,4%), в городе -15 (55,6%).
Состав суицидальных попыток по полу: мальчиков -8 (29,6%), девочек - 19 (70,4%), состояли на учете у врача-психиатра - 9 (33,3%), по способу: нанесение самоповрсждеиий - 18 (66,7%), острое медикаментозное отравление - 6 (22,2%), падение с высоты - 2 (7,4%), повешение - 1 (3,7%), по возрасту: с 10 до 14 лет - 11 (40,7%), с 1.5 до 17 лет - 16 (59,3%), повторную суицидальную попытку совершили - И (40,7%) несовершеннолетних, в состоянии алкогольного опьянения совершили парасуицид - 2 несовершеннолетних.
По результатам анализа за 3 месяца 2022 года состав по основным мотивам совершения суицидальных попыток следующий:
избегание непереносимой жизненной ситуации - 13 (48,1%); протест, месть -3(11,1%);
наказание себя -5(18,5%);
крик о помощи, призыв 1 (3,7%)
неуточненный - 5 (18,5%).
За I квартал 2022 года в Минской области зарегистрировано 38 случаев несуицидальных самоповреждений несовершеннолетних, что на 72,7% превышает показатель прошлого года (22 случая несуицидальных самоповреждений). За 3 месяца 2022 года состав несуицидальных самоповреждений по полу: мальчиков - 2 (5,3%), девочек - 36 (94,7%). ;
В 35 случаях (92.1%) несовершеннолетние наносили себе самоповреждеиия (порезы различных частей тела, преимущественно на предплечье).
За 3 месяцев 2021 года состав несуицидальных самоповреждений по полу: мальчиков - 3 (13,6%), девочек - 19 (86,4%),
Сами дети называли следующие причины:
чувство одиночества, непонимания со стороны родителей и других людей;
безответное чувство любви и ссоры с любимыми;
чувство вины перед родителями; •.
отсутствие смысла жизни и «все надоело»; добиться чего-либо таким поведением;
для облегчение душевной боли и снятия психоэмоционального напряжения.
Предложения по профилактике самоповреждений и суицидальных попыток несовершеннолетних:
несовершеннолетних, совершивших суицидальную попытку, проводить у них оценку суицидального риска и, в случае его выявления, своевременно направлять таких несовершеннолетних на консультацию к врачу-психиатру- наркологу.
свернутьЛюбая работа может вызвать стресс. Чтобы избежать его, необходимо грамотно планировать время, отличать главные дела от второстепенных и обязательно отдыхать.
КАК ИЗБЕЖАТЬ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ПЕРЕНАПРЯЖЕНИЯ
Научитесь отдыхать
Делайте небольшие перерывы даже в загруженный день. Постарайтесь не брать работу домой. Уделите время семье, друзьям или пребыванию наедине с собой.
Занимайтесь спортом
Это один из наиболее эффективных способов уменьшить стресс и снять мышечное напряжение, улучшить здоровье и качество сна. После работы посещайте спортивный зал или бассейн, чтобы быстро прийти в себя.
Найдите хобби
Рисуйте, вяжите, вышивайте - делайте что угодно. Хобби поможет отвлечься и расслабиться. Помните, что заниматься надо тем, что действительно нравится и с желанием.
Возьмите тайм-аут
Если нужна перезарядка, возьмите выходной и распланируйте его согласно желаниям. Небольшой тайм-аут придаст энергии для решения новых рабочих вопросов.
Соблюдайте порядок
В конце дня наводите порядок на рабочем столе. Это позволит хранить все необходимые вещи на своём месте, в результате чего не придётся тратить время на их поиск.
Научитесь говорить «нет»
Подобный приём научит уважать свои потребности и не взваливать на себя большой объём работы. В результате избавитесь от стресса, вызванного перенапряжением.
свернуть
Советы и рекомендации учителю
В начальной школе между детьми часто возникают конфликты. Младшие школьники не умеют уступать друг другу, делиться своими вещами, находить правильные пути решения ссор. Поэтому учителю начальных классов необходимо уделять много внимания обучению школьников приемам детской дипломатии, предложив им разнообразные занятия на тему «Учимся договариваться».
Умеют ли дети договариваться?
Дети не имеют врожденных навыков социального общения, они учатся этому в ходе взаимодействия друг с другом. Это сложный процесс, который начинается еще в дошкольном возрасте, но особую значимость он приобретает именно в школьный период. К моменту поступления в школу у каждого ребенка есть четкое ощущение своего личного «Я», которое он готов отстаивать.
Вопрос заключается не в том, что малыш хочет заполучить чужую игрушку или начинает капризничать, чтобы добиться внимания и уступок от взрослых. Это все, как говорится, мы «проходили в детском садике». Младший школьник ориентирован на самоутверждение.
Такая ситуация часто приводит к столкновению интересов, что в свою очередь выражается в появлении ссор и конфликтов. И вот здесь обнаруживается очень серьезная проблема — дети не умеют договариваться друг с другом, идти на какие-то уступки и мириться.
В этот период самым распространенным способом решения конфликтов является фраза: «Ах, так, тогда я с тобой не играю!». Часто возникает агрессивная реакция на действия других детей, которые ребенок расценивает как посягательство на его личное пространство. Школьники обзываются, препираются, жалуются учителю друг на друга, могут толкнуть, плюнуть, испортить какую-нибудь чужую вещь. Бывают случаи, что ребенок действует исподтишка, устраивая пакости своим товарищам. Все это приводит к появлению обид, устранить которые самостоятельно дети не могут.
Задача учителя научить школьников договариваться между собой. Договариваться — значит приспосабливаться к интересам других при одновременном отстаивании своих интересов, т.е. уметь искать компромиссы. Это умение подразумевает наличие таких качеств:
Помимо этого детей надо ознакомить с тактикой достижения согласия между собой, приемами воздействия на других участников ссоры, правилами реагирования на их возражения. У них должен появиться социальный опыт правильного решения межличностных конфликтных ситуаций.
Игровая деятельность для развития умения договариваться
На первой стадии формирования умения договариваться игры должны иметь конкретную направленность, т.е. учить детей разным моделям поведения:
Такие игры носят, в основном, тренинговый характер. Вот примеры нескольких из них.
Игры для детей «Учимся договариваться»
Главный результат, который должен быть достигнут в ходе таких занятий, состоит в том, что дети овладеют навыками решения конфликтов, которыми смогут пользоваться при отсутствии взрослых.
Однако уже с средины первого года обучения в школе следует отказаться от проведения четко структурированных занятий, поскольку это будет приучать детей к тому, что любые конфликтные ситуации должны решать взрослые. При этом сам ребенок будет ощущать себя объектом конфликта, и не будет стремиться самостоятельно его решать.
На второй стадии развития умений школьников договариваться между собой рекомендуется предлагать им свободные игры. Именно такие занятия часто служат источником появления различных проблем, которые ребята должны будут решить самостоятельно. Поскольку задание игры не будет напрямую связано с поиском путей решения конфликта, а направлено на достижение другой игровой цели, то ученики будут принимать спонтанные решения, что послужит бесценным опытом для развития умений договариваться между собой.
Важно давать детям максимальную свободу, допустимую в ходе игры. Не нужно организовывать детей, указывать им последовательность выполнения, условия для достижения результата. Наоборот, смысл таких занятий заключается именно в том, чтобы при появлении проблемных ситуаций у детей подтолкнуть к их решению. Учитель в таком случае должен занимать исключительно посредническую позицию и вмешиваться только в том случае, если ссора переходит в острую стадию.
Можно предложить такие игры.
Хорошим способом развивать у детей умение договариваться является предложение придумать сказки о дружбе, о способах поиска друзей, о конфликтах внеземных цивилизаций.
Рекомендации учителю при конфликтной ситуации между детьми
свернуть
Общение с детьми, пережившими травму
свернуть