Советы психолога

Учимся работать без стресса

05.02.2020
развернуть

Любая работа может вызвать стресс. Чтобы избежать его, необходимо грамотно плани­ровать время, отличать главные дела от второстепенных и обязательно отдыхать.

 

КАК ИЗБЕЖАТЬ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ПЕРЕНАПРЯЖЕНИЯ

 

Научитесь отдыхать                 

Делайте небольшие перерывы даже в загруженный день. Постарайтесь не брать работу домой. Уделите время семье, друзьям или пребыванию наедине с собой. 

Занимайтесь спортом           

Это один из наиболее эффективных способов уменьшить стресс и снять мышечное напряжение, улучшить здоровье и качество сна. После работы посещайте спортивный зал или бассейн, чтобы быстро прийти в себя. 

Найдите хобби116693_i_w300

Рисуйте, вяжите, вышивайте - делайте что угодно. Хобби поможет отвлечься и расслабиться. Помните, что заниматься надо тем, что действительно нравится и с желанием.

 Возьмите тайм-аут

Если нужна перезарядка, возьмите выходной и распланируйте его согласно желаниям. Небольшой тайм-аут придаст энергии для решения новых рабочих вопросов. 

Соблюдайте порядок

В конце дня наводите порядок на рабочем столе. Это позволит хранить все необходимые вещи на своём месте, в результате чего не придётся тратить время на их поиск. 

Научитесь говорить «нет»

Подобный приём научит уважать свои потребности и не взваливать на себя большой объём работы. В результате избавитесь от стресса, вызванного перенапряжением.

 

свернуть

Как научить детей 6-10 лет договариваться друг с другом?

30.01.2020
развернуть

 Советы и рекомендации учителю

В начальной школе между детьми часто возникают конфликты. Младшие школьники не умеют уступать друг другу, делиться своими вещами, находить правильные пути решения ссор. Поэтому учителю начальных классов необходимо уделять много внимания обучению школьников приемам детской дипломатии, предложив им разнообразные занятия на тему «Учимся договариваться». 

Умеют ли дети договариваться?

1444174890_239358Дети не имеют врожденных навыков социального общения, они учатся этому в ходе взаимодействия друг с другом. Это сложный процесс, который начинается еще в дошкольном возрасте, но особую значимость он приобретает именно в школьный период.  К моменту поступления в школу у каждого ребенка есть четкое ощущение своего личного «Я», которое он готов отстаивать.

Вопрос заключается не в том, что малыш хочет заполучить чужую игрушку или начинает капризничать, чтобы добиться внимания и уступок от взрослых. Это все, как говорится, мы «проходили в детском садике». Младший школьник ориентирован на самоутверждение.

Такая ситуация часто приводит к столкновению интересов, что в свою очередь выражается в появлении ссор и конфликтов. И вот здесь обнаруживается очень серьезная проблема — дети не умеют договариваться друг с другом, идти на какие-то уступки и мириться.

В этот период самым распространенным способом решения конфликтов является фраза: «Ах, так, тогда я с тобой не играю!». Часто возникает агрессивная реакция на действия других детей, которые ребенок расценивает как посягательство на его личное пространство. Школьники обзываются, препираются, жалуются учителю друг на друга, могут толкнуть, плюнуть, испортить какую-нибудь чужую вещь. Бывают случаи, что ребенок действует исподтишка, устраивая пакости своим товарищам. Все это приводит к появлению обид, устранить которые самостоятельно дети не могут.  

Задача учителя научить школьников договариваться между собой. Договариваться — значит приспосабливаться к интересам других при одновременном отстаивании своих интересов, т.е. уметь искать компромиссы. Это умение подразумевает наличие таких качеств:

  • уважать мнение других;
  • доброжелательно общаться;
  • правильно формулировать свои требования;
  • управлять своими эмоциями.

Помимо этого детей надо ознакомить с тактикой достижения согласия между собой, приемами воздействия на других участников ссоры, правилами реагирования на их возражения. У них должен появиться социальный опыт правильного решения межличностных конфликтных ситуаций.

Игровая деятельность для развития умения договариваться

На первой стадии формирования умения договариваться игры должны иметь конкретную направленность, т.е. учить детей разным моделям поведения:

  • что сказать;
  • как поступить;
  • как защитить себя;
  • как воспрепятствовать неправильному поведению;
  • как заступиться за другого.

Такие игры носят, в основном, тренинговый характер. Вот примеры нескольких из них.

Игры для детей «Учимся договариваться»

  • Игра «Мне не нравится» поможет детям лучше разбираться в своих ощущениях и правильно формулировать причину своего недовольства. Детям предлагается продолжить предложение «Мне не нравится, когда …».
  • Игра «Скажи конкретней»способствует развитию умения конкретизировать свои требования. Учитель просит школьников дать развернутый ответ «Я говорю «Отстань!», если …».
  • Игра «Я поступлю как …»поможет выбрать правильную модель поведения. Эту игру нужно проводить после просмотра мультфильма или прочтения литературного поведения.
  • Игра «Сделай по-другому»заключается в моделировании детьми правильного поведения в конфликтной ситуации. Для этого им нужно показать фрагмент какого-либо мультфильма, где продемонстрирована ссора, и попросить предложить вариант ее решения или предотвращения.

Главный результат, который должен быть достигнут в ходе таких занятий, состоит в том, что дети овладеют навыками решения конфликтов, которыми смогут пользоваться при отсутствии взрослых.

Однако уже с средины первого года обучения в школе следует отказаться от проведения четко структурированных занятий, поскольку это будет приучать детей к тому, что любые конфликтные ситуации должны решать взрослые. При этом сам ребенок будет ощущать себя объектом конфликта, и не будет стремиться самостоятельно его решать.

На второй стадии развития умений школьников договариваться между собой рекомендуется предлагать им свободные игры. Именно такие занятия часто служат источником появления различных проблем, которые ребята должны будут решить самостоятельно. Поскольку задание игры не будет напрямую связано с поиском путей решения конфликта, а направлено на достижение другой игровой цели, то ученики будут принимать спонтанные решения, что послужит бесценным опытом для развития умений договариваться между собой.

Важно давать детям максимальную свободу, допустимую в ходе игры. Не нужно организовывать детей, указывать им последовательность выполнения, условия для достижения результата. Наоборот, смысл таких занятий заключается именно в том, чтобы при появлении проблемных ситуаций у детей подтолкнуть к их решению. Учитель в таком случае должен занимать исключительно посредническую позицию и вмешиваться только в том случае, если ссора переходит в острую стадию. 

Можно предложить такие игры.

  • Игра «Рисуем вдвоем»—  на одном листе и одним набором фломастеров нарисовать общий рисунок и придумать ему название. Есть и другие виды такой игры, в которую нужно играть вдвоем или небольшими группами  — «Собери пазл», «Построй замок» и т.д. Для усложнения задания можно запретить разговаривать между собой при его выполнении. Таким образом включается и невербальное общение
  • Игра «Остров Конфликтов»— дети попали на остров, где люди постоянно ссорятся друг с другом. Нужно предложить варианты решения их проблем.
  • Игра «Ковер мира»— ребята, которые не могут договориться между собой, садятся на ковер, где должны выразить негативные эмоции (без перехода на личности)  и помириться.
  • Игра «Рассказ от первого лица»— каждой конфликтующей стороне предлагается рассказать о сложившейся ситуации от лица его обидчика.
  • Игра «Трагикомедия без слов»— школьники должны рассказать о ссоре не используя слова, а только жесты.
  • Игра «Растительные обзывалки»— можно выразить негативные эмоции путем озвучивания ассоциаций с растениями.
  • И другие.

Хорошим способом развивать у детей умение договариваться является предложение придумать сказки о дружбе, о способах поиска друзей, о конфликтах внеземных цивилизаций.

Рекомендации учителю при конфликтной ситуации между детьми

  • Не вмешиваться в ситуацию сразу, дав возможность детям самим разобраться.
  • В случае решения любого конфликта в классе не выдвигать ребенку конкретное требование, а предоставить ему несколько вариантов на выбор. Например, не «Отдай игрушки», а «Какую из своих игрушек ты можешь дать своему другу поиграть?».
  • Менять привычные правила, обстановку в классе. Например, если дети ссорятся из-за очередности дежурства, можно не назначить кого-то, а предложить кинуть жребий или использовать считалку.
  • Создавать иллюзию принятия самостоятельного решения. Например, если дети поссорились и один из них отказывается дружить со своим товарищем, можно сказать: «Хорошо, раз вы поссорились, ты можешь не разговаривать со своим другом. Но вы должны сейчас вместе оформить заметку для стенгазеты». 
  • Не принимать сторону только одной конфликтующей стороны.   
  • Приучать детей к мысли, что ответственность за конфликт всегда несут двое.

 

свернуть

Методические материалы для педагогов по сопровождению обучающихся, находящихся в кризисной ситуации

13.03.2019
развернуть

Общение с детьми, пережившими травму

  • Поощряйте ребенка и взрослого, переживших травму, к рассказу о своих чувствах.
  • Не ждите, что мужчина будет справляться с травмой лучше, чем женщина.
  • Говорите пострадавшим о своих чувствах и вашем сожалении о причиненной им боли.
  • Напоминайте, что переживания человека нормальны.
  • Не пытайтесь уверять, что все будет хорошо. Это невозможно.
  • Не пытайтесь навязывать свои объяснения того, почему все случилось.
  • Не говорите пострадавшим, что вы знаете, что они переживают. Вы не знаете этого. Чаще всего такие попытки помогают вам (а не пострадавшим) уменьшить возникающую тревогу.
  • Будьте готовы вообще не говорить. Пострадавшим может быть достаточно того, что вы рядом.
  • Говорите вашим друзьям и семье о своих чувствах. Помните, что, хотя вы и не были жертвой травмы, в процессе оказания помощи пострадавшим вы сами можете оказаться травмированным.
  • Говорите вашим друзьям и семье о тех необычных физических ощущениях, которые могут быть связаны с работой по оказанию помощи.
  • Постарайтесь не проецировать ваши собственные чувства на происходящее вокруг. Каждый переживает случившееся по-своему.
  • Не бойтесь спрашивать, как человек справляется с травмой. Но не задавайте вопросов о деталях травмы. Если человек говорит об этом, слушайте его. Самое хорошее – следовать за ним.
  • Не составляйте никаких планов восстановления для пострадавшего и для себя. Это находится в компетенции узких специалистов (кризисный психолог, психотерапевт, психиатр, специалисты МЧС и др.), которых можете привлечь для оказания комплексной помощи. 

 

свернуть