Школьный музей

Областная гражданско-патриотическая акция «Быть достойным Великой Победы»

06.05.2021
развернуть

 

Памятью, данью уважения к тем, кто воевал, кто погибал на поле битвы, является музей ГУО «Средняя школа №3 г. Вилейки». Главная цель, которую ставит перед собой педагогический коллектив  школы формирование у молодёжи идейной убеждённости, любви к Родине, гордости за культуру, созданную нашим народом, чувство ответственности за старшее поколение.

В 1989г. был открыт музей «Вилейщина в годы Великой Отечественной войны» гордость нашей школы, участник многих городских и областных конкурсов, помогающий воспитывать учащихся на традициях военного поколения.

В  уютной комнате размещены материалы, представляющие первостепенную историческую ценность: документы, фотографии военных лет, письма с фронта, характеристики бойцов-воинов, наградные листы, ордена, медали, газетные статьи, воспоминания очевидцев,  предметы быта партизан.

image-07-05-21-09-07-2 image-07-05-21-09-07-1

Пополнение экспонатов осуществляется за счёт поисково-исследовательской деятельности учащихся, родителей и педагогов, взаимодействия и сотрудничества с воинскими частями, музеями г. Минска и г. Вилейки.

В числе экспонатов не случайные вещи и предметы, а те, которые действительно помогают представить боевую и историческую обстановку прошлого, фронтовую, партизанскую и тыловую жизнь периода Великой Отечественной войны. Весь собранный материал составляет фонд музея и учитывается в инвентарной книге. Огромное эмоциональное воздействие оказывает оформление музея. Здесь всё подчинено целям воспитания. Чтобы узнать о работе музея, нужно перелистать книгу отзывов.

image-07-05-21-09-05-2

Память о Великой Отечественной войне стала национальной святыней. Приобщить к этой памяти наших воспитанников значит способствовать формированию у них высоких нравственных качеств. Это основная задача нашего музея, который работает активно на протяжении 32 лет, рождает новые традиции, объединяет всю школу. Музей посещают не только учащиеся города, но и гости.

image-07-05-21-09-07

Основными направлениями деятельности педагогического коллектива средней школы №3 г. Вилейки в рамках акции «Быть достойным Великой Победы»   являются: участие в районной Вахте Памяти; сотрудничество с Вилейским краеведческим музеем, экскурсии. Созданы экспедиционные отряды: «Возрождение исторической памяти», «Культурное наследие», «Страницы военной истории», «Известные имена Отечества». Участниками проекта было исследовано партизанское движение на Вилейщине, совершены экскурсии по местам дислокации партизанских бригад имени Доватора (д.Куренец), имени Фрунзе (д.Илья).

image-07-05-21-09-06

Разработана модель гражданско-патриотического воспитания, где центральное место занимает школьный музей, связывая и координируя остальные направления работы. Для этих целей используются следующие разделы экспозиции музея: «Начало Великой Отечественной войны на Вилейщине»; «Партизанское и подпольное движение»; «Огненные деревни»; «Узники концентрационных лагерей»; «Наши земляки участники различных фронтов»; «Освобождение»; «Педагоги СШ №3 ветераны Великой Отечественной войны», «Освобождение».

image-07-05-21-09-07-3

Систематическую поисковую исследовательскую работу возглавляет совет музея. Ребята участвуют в комплектовании, учёте и хранении фондов, в показе и пропаганде собранных документов, а также возглавляют следующие сектора: сектор сбора, учёта и хранения материалов, сектор оформления экспозиций и выставок, сектор экскурсий, сектор переписки, сектор культурно-массовой работы. Перед учащимися поставлены задачи: исследование исторических и трагических событий военного периода, сохранение исторической памяти о Великой Отечественной войне.

Школьный музей хранит в себе немало форм, методов и приёмов, которые позволяют эффективно заниматься патриотическим воспитанием учащихся. Мы серьёзно подходим к вопросу обновления форм и методов этой работы, настойчиво ищем новые пути, глубже изучаем опыт передовиков патриотического воспитания. Без выдумки, без увлечённости, без творчества и инициативы патриотическое воспитание учащихся обречено на формализацию. Только системный, творческий логически продуманный подход к этому ответственному делу способен дать максимальный эффект.

image-07-05-21-09-05-3 image-07-05-21-09-05

 

                                                           Руководитель музея        Е.Л.Дубовик

 

свернуть

Выстоявшие и выжившие в аду

12.04.2021
развернуть

 

11 апреля - международный день освобождения узников фашистских концлагерей. Как день памяти жертв этот день unnamedустановлен по инициативе ООН в память об интернациональном восстании, которое подняли 11 апреля 1945 года узники Бухенвальда, узнав о приближении Советской Армии.

Мы обязаны помнить об одной из малоизвестных трагедий Великой Отечественной войны - трагедии бывших несовершеннолетних узников фашистских концлагерей. Дети становились заложниками, донорами, биологическим сырьем для преступных «медицинских экспериментов».

Концентрационные лагеря - специально оборудованные места превентивного заключения для противников нацистского режима. Три главных концлагеря были выстроены еще в 1933 году: Дахау недалеко от Мюнхена, Бухенвальд возле Веймара, 3аксенхаузен возле Берлина. Первыми узниками были коммунисты и евреи, затем социал-демократы, католики, протестанты. Все они попадали в лагеря без суда и следствия и права на помилование.

В концлагерях, гетто, других местах принудительного содержания погибло более 13 млн. советских людей, из них 1 млн. 200 тыс. детей. Всего же жертвами фашистской неволи было более 5 млн. детей. Дожил до освобождения лишь 1 ребенок из 10.

Самыми ужасными считаются Дахау, Бухенвальд, Освенцим, Майданек, Маутхаузен и Саласпилс.

Дахау (Dachau) – первый концентрационный лагерь в фашистской Германии, создан в 1933 г. на окраине г. Дахау (около Мюнхена). Дахау был освобожден 29 апреля 1945 г. американскими войсками. В 1960 г. в Дахау был открыт памятник погибшим.

Бухенвальд (Buchenwald) – один из крупнейших нацистских концлагерей. Был создан в 1937 году в окрестностях города Веймара (Германия). Всего в Бухенвальде было замучено 56 тыс. заключенных 18 национальностей. Лагерь был освобожден 10 апреля 1945 г. частями 80-й дивизии США. В 1958 г. в Бухенвальде открыт мемориальный комплекс, посвященный героям и жертвам концлагеря.

Освенцим (Auschwitz-Birkenau), известный также под немецкими названиями Аушвиц или Аушвиц-Биркенау, – комплекс немецких концлагерей, находившийся в 1940-1945 гг. на юге Польши в 60 км к западу от Кракова. В Освенциме погибло более 4 млн человек, среди которых – более 1,2 млн евреев, 140 тыс. поляков, 20 тыс. цыган, 10 тыс. советских военнопленных и десятки тысяч узников других национальностей. 27 января 1945 г. советские войска освободили Освенцим.

Майданек (Majdanek) – немецко-фашистский концлагерь, был создан в пригороде польского города Люблина в 1941 г. Лагерь был освобожден советскими войсками 23 июля 1944 г. В 1947 г. в Майданеке был открыт музей и исследовательский институт.

Треблинка (Treblinka) – немецко-фашистские концлагеря около ст. Треблинка в Варшавском воеводстве Польши. Лагерь Треблинка I был ликвидирован в июле 1944 года при приближении советских войск.

Равенсбрюк (Ravensbruck) – концлагерь был основан около города Фюрстенберг в 1938 г. как исключительно женский, но позднее вблизи был создан небольшой лагерь для мужчин и еще один для девочек. 30 апреля 1945 г. узники Равенсбрюка были освобождены бойцами советской армии.

Маутхаузен (Mauthausen) – концлагерь был создан в июле 1938 г. в 4 км от г. Маутхаузен (Австрия) в качестве филиала концлагеря Дахау. Лагерь был освобожден 5 мая 1945 г. американскими войсками.

Фашистские концлагеря предназначались для физического уничтожения целых народов, в первую очередь славянских; тотального истребления евреев, цыган. Для этого они оснащались душегубками, газовыми камерами и др. средствами массового истребления людей, крематориями.

Евреи носили помимо классификационного треугольника еще и желтый, а также шестиконечную "звезду Давида". Нарушивший расовые законы ("расовый осквернитель") еврей должен был носить черную кайму вокруг зеленого или желтого треугольника.

Иностранцы также имели свои отличительные знаки (французы носили нашитую букву "F", поляки   "P" и т. д.). Буква "K" обозначала военного преступника (Kriegsverbrecher), буква "A"   нарушителя трудовой дисциплины (от нем. Arbeit   "работа"). Слабоумные носили нашивку Blid   "дурак". Заключенные, которые участвовали или которых подозревали в побеге, должны были носить красно белую мишень на груди и на спине.

Из 18 млн. граждан стран Европы, прошедших через лагеря различного назначения, в т. ч. и концентрационные лагеря, было уничтожено более 11 млн. человек.

Крупнейшие фашистские лагеря смерти в Беларуси - Тростинецкий (около Минска погибло свыше 200 тысяч человек), Гомельский (около 100 тысяч человек), Витебский (около 90 тысяч человек), Минский (свыше 80 тысяч человек).

 «Дети войны»…Наверное, нет во всём мире слов, чтобы утешить их. Нет в мире таких лекарств, чтобы залечить все их раны. Ведь они не только на теле. Их раны на сердце и в душе, глубокие и жгучие, как не лечи, они всё равно кровоточат.

Бывшие узники и несовершеннолетние, которые сегодня уже пожилые люди, не могут сдержать слез и горечь, когда рассказывают о прошлом, трясущимися руками показывают документы о реабилитации, многочисленные почётные грамоты и правительственные награды за труд в мирное время, рассказывают с гордостью о своих детях и внуках.

Этих людей остается все меньше, и нужно спешить помочь им оставить в назидание будущим поколениям Урок мужества и стойкости. «Выстоявшие и выжившие в аду», - так определяют современные историки их место в войне.

В музее ГУО «Средняя школа №3 г.Вилейки» экспозиция посвящена землякам-узникам концлагерей. Среди них- Горчакова Антонина Ивановна.  5-6 февраля 1989 г. в г. Минске состоялся 1 слёт несовершеннолетних узников, на котором Антонина Ивановна была представителем от Вилейского района.  Страница жизни, связанная с годами войны и стала самой страшной и незабываемой для Антонины Ивановны.

Антонина Ивановна вспоминает: «Для меня война началась в июньскую ночь 1941 г., когда отец уходил на фронт. Я поняла, что война – это что-то страшное, что может отнять самое дорогое – это жизнь, родителей, дом, а ещё детство… Очень скоро в деревню ворвались фашисты. Забрали всё, что было в доме, а ещё выбросили из него на улицу, а сами поселились там. Однажды выгнали всех жителей деревни на улицу, погрузили в машины, и повезли…  Куда? За что? Никто не объяснял. Наконец-то оказались в г. Витебск».

Здесь, на месте «Пятого полка»  Красной Армии, фашисты создали гигантский концлагерь военнопленных, а с 1943 г. сюда начали сгонять мирное население.  В сентябре 1941 года здесь находилось до 40 тысяч военнопленных. Во время Великой Отечественной войны на территории Витебской области было 70 концлагерей и гетто, унесших жизни более 250 тысяч человек. Трагическим местом для десятков тысяч людей стал концентрационный лагерь 313-й охранной дивизии, находившийся на западной окраине Витебска, где до войны располагался 5-й железнодорожный полк.

Как люди могли выжить и сохранить достоинство в условиях фашистских лагерей, пережить военную разруху, однако, как сказала Антонина Ивановна на Слёте бывших узников в 1989 г.в г.Минске: «Я выжила в аду  и счастлива, что живу».

Ужасающие кадры немецких солдат, на которых изображены груды костей советских людей, статистика погибших, которая показывает, что человеческие потери сопоставимы с населением нескольких современных мегаполисов – все это война, ворвавшаяся без предупреждения в судьбы людей, таких как мы с вами….

Молодому поколению сложно представить, что на поле боя выходили их ровесники, не боясь отдать жизнь за Родину. Многие из них, пройдя все круги ада: концлагеря, голод, нищету, издевательства, утрату   родных и друзей, смогли не только выжить, но и сохранить честь и достоинство, любовь к жизни и веру в лучшее.

Некоторая часть современной молодёжи предпочитает идти лёгкими путями, не задумываясь о завтрашнем дне. Она боится трудностей, ведёт потребительский образ жизни. Плоды её жизнедеятельности ничтожны по сравнению с победой героев Великой Отечественной войны, даровавших нам мирную жизнь.

Иногда людей одолевает чувство отчаяния. Кажется, что кругом вереница неразрешимых проблем. Тогда необходимо  вспомнить судьбы тех, кто прошёл войну. Им было во много раз страшнее. К тому же рядом не было родителей, дающих  советы. Благодаря их рассказам  начинаем понимать, что наши  проблемы незначительны в масштабах их судеб.

Всё дальше вглубь истории уходят события, связанные с Великой Отечественной войной, в мае 2021г. исполнится 76 лет Великой Победы. Мы чтим память людей, подаривших нам мирное небо, людей победивших фашизм. И чем дальше от нас героические и трагические страницы войны, тем важнее сохранить память о них. К сожалению, не случайно в наше время возникает вопрос: «Возможно ли возвращение фашизма в современное общество?» События наших дней показывают, что кто-то в мире забыл, что несет с собой «коричневая чума» и что нужно делать, чтобы не допустить распространения фашизма в мире.  Наш иммунитет еще очень силен против фашизма не только как явления, но и самого слова. Однако необходимо понимать, что если мы не приемлем фашизм, то он и не придет. Нужно всегда быть настороже и проводить государственную политику военно-патриотического и исторического воспитания не только молодежи, но и всего населения, особенно в части сохранения исторической памяти о Великой Отечественной войне. В данном случае необходимо вспомнить слова писателя Александра Солженицына, который говорил: «Чтобы уничтожить народ, надо отделить его от корней». Нельзя не согласиться с его мнением, ведь без знания кто мы, какие мы, без исторической памяти не может быть народа, не может быть его будущего. Как можно отделить народ от его корней? Ответ прост – уничтожить память.

Таким образом, фашизм не умер. Он продолжает своё шествие по планете. И сейчас фашизм – это не те клоуны со свастикой на рукавах, которыми пугают нас СМИ; это гораздо серьёзнее. «Новый мировой порядок», «глобализация» – вот современные проявления фашизма. Однозначного ответа на вопрос:  «Возможно ли распространение фашизма в современном мире?»- нет. Конечно, следует признать, что опыт Великой Отечественной войны с немецким фашизмом создал стойкий иммунитет белорусов  к понятию «фашизм». Но это не означает, что данный иммунитет вечен и что он распространяется не только на терминологию фашизма, но и на весь арсенал его идей и стратегий. Сегодня, закрывая глаза на фашизм, мы рискуем завтра их не открыть. Давайте смотреть в оба!                                                         

Дубовик Е.Л., руководитель  музея
ГУО «Средняя школа №3 г. Вилейки».

123

свернуть

Во славу общей победы

15.10.2020
развернуть

Характеристика  музея боевой славы  ГУО «Средняя школа № 3 г. Вилейки»

развернуть

 

Музей создан по приказу № 55 от 30. 10.1989 г., расположен на втором этаже здания школы в отдельном помещении площадью 12 кв. м. В помещении имеется восемь настенных экспозиций.

Основные разделы экспозиций:

  • начало Великой Отечественной войны;
  • партизаны Вилейщины;
  • подполье;
  • огненные деревни Вилейщины;
  • узники концентрационных лагерей;
  • земляки - участники различных фронтов Великой Отечественной войны;
  • педагоги школы - ветераны Великой Отечественной войны;
  • освобождение;
  • Герои Советского Союза Вилейщины.

Первый раздел экспозиции посвящен первым дням Великой Отечественной войны на территории Вилейщины. Собран документальный материал о гибели 8 тысяч мирных граждан Вилейки. В разделе «Партизанское движение на Вилейщине» помещен материал о первых группах партизан Федора Маркова и Сергея Пронько, а также нашим землякам – Героям Советского Союза – партизанам А.Волынцу и А. Азончику.

О развитии подполья на территории Вилейщины свидетельствует материал, посвященный деятельности Вилейского подпольного обкома партии во главе с И. Климовым, а также Герою Советского Союза П. Машерову.

Листовки, фотографии, документальные материалы, переданные бывшей подпольщицей А.Андреевой-Кашицкой музею, долгое время работавшей в средней школе № 3 г. Вилейки, составляют часть основного фонда музея.

В разделе «Огненные деревни Вилейщины» собраны факты, подтверждающие карательные акции фашистских извергов, в результате которых на территории Вилейского района были сожжены 34 деревни.

Раздел «Узники фашистских концлагерей» составлен по материалам воспоминаний бывшей директора школы Горчаковой А.И., учительницы Бурак А.Е. и других, которые в годы войны были малолетними узниками.

В разделе экспозиции «Наши земляки - участники различных фронтов Великой Отечественной войны» помещен документальный материал о Героях Советского Союза В. Лавриновиче и К.Зубовиче, сражавшихся в Восточной Пруссии и на втором Украинском фронте.

Об освобождении города Вилейки свидетельствует материал о боевом пути третьего Гвардейского Сталинградского корпуса, седьмой механизированной бригады под командованием Ази Агадовича Асланова.

Основной фонд составляет 242 экспоната, вспомогательный - 57. Наиболее ценными являются фотографии времен Великой Отечественной войны, газеты, письма с фронтов, листовки, личные вещи ветеранов.

В школе на протяжении многих лет работают экскурсоводы, поисковые группы.

Руководителем музея является учитель истории Дубовик Е.Л.

свернуть

Организация деятельности музея

развернуть

Руководитель: Дубовик Елена Людвиковна

 

Цель: исследование исторических и трагических  событий военного лихолетия, национально- освободительного движения на территории Вилейского района; сохранение исторической памяти о событиях           Великой Отечественной войны.

 

Основные задачи:

- формирование чувства любви к Родине и гордости за свою страну;

- привлечение учащихся к поисковой работе, возвращение забытых имен национальных героев;

- формирование взглядов, убеждений через проявление заботы о ветеранах ВОв, ветеранах труда;

- развитие национального самосознания и гражданской позиции в условиях работы школьного музея.

 

Направления деятельности:

  1. Партизанское движение на Вилейщине;
  2. Наши земляки- участники освобождения от фашизма;
  3. Малоизвестные страницы истории Великой Отечественной войны;
  4. Учителя средней школы № 3 - участники Великой Отечественной войны;
  5. Узники концентрационных лагерей.
свернуть

Перечень наиболее ценных экспонатов музея

развернуть

 

 

Название  экспонатов

Шифр,

номер

Замечания

1

Фотография. Воскобойников  Александр Степанович. 1945 г. Курская дуга.

Мбс СШ № 3, № 2

оригинал

2

Фотопортрет Воскобойникова Анастасия Степановна. Портрет бригады им. Марченко. 1945

Мбс СШ № 3, № 3

оригинал

3

Фотопортрет. Мякитников Григорий Георгиевич. 1942 г. 240-я Красноармейская  дивизия, 49-й сопёрный батальон ордена «Красной звезды» 

Мбс СШ № 3, № 5

оригинал

4

Фотопортрет. Погудо Владимир Николаевич. 1942 г.

Мбс СШ № 3, № 7

оригинал

5

Фотопортрет. Павлов Иван Степанович. 1941 г. Орден «Красной звезды». Освобождал г. Вилейку.

Мбс СШ № 3, № 8

оригинал

6

Фотопортрет. Петрашевич Иван Федорович. Связист 5-й Орловской дивизии 176 батальона. Орден «Красной звезды». День Победы встретил в Берлине.

Мбс СШ № 3, № 9

оригинал

7

Фотопортрет. Склемин Серафим Яковлевич. Освобождал г. Москву

Мбс СШ № 3, № 10

оригинал

8

Фотопортрет. Андреева Анна Семеновна. 1942., партизанская бригада им. Доватора. Орден «Отечественной войны»

Мбс СШ № 3, № 20

Медаль «За отвагу»

9

Фотопортрет группы ветеранов ВОв. Андреев Сергей Никандрович на переднем плане.

Мбс СШ № 3, № 26

оригинал

10

Фотография групповая. Среди Дроздова Валентина  Ивановича. 1941г. ст. хирург. Орден «Красной звезды».

Мбс СШ № 3, № 27

оригинал

11

Фотопортрет. Парфинович Иван  Антонович. 1941 г.

Мбс СШ № 3, № 32

оригинал

12

Фотопортрет. Шкурдзе Антон Васильевич. 1947 г.

Мбс СШ № 3, № 34

оригинал

13

Фотопортрет. Мартынов Степан Иванович. Орден «Отечественной войны» 2 степени. 1950 г.

Мбс СШ № 3, № 35

оригинал

14

Фотография групповая среди бойцов Войтехович Константин Степанович. Калинининск фронт. Май 1942 г.

Мбс СШ № 3, № 46

оригинал

15

Фотография. Михайлов Павел Борисович. Юго-Западный фронт. 1941 г.

Мбс СШ № 3, № 55

оригинал

16

Листовка. Постановление Вилейского обкома КПБ (б) от 20 октября. 1943 г.

Мбс СШ № 3, № 65

оригинал

17

Листовка «От Советского инфорбюро». 1944 г.

Мбс СШ № 3, № 66

оригинал

18

Листовка. «Говорит Москва» 25 июля 1941 г.

Мбс СШ № 3, № 67

оригинал

19

Листовка газеты «Народный мститель» от 5 января 1942 г.

Мбс СШ № 3, № 68

оригинал

20

Граната ручная немецкая с деревянной ручкой. 1941 г.

Мбс СШ № 3, № 70

оригинал

21

Карабин со штыком без ручки. 1940 г.

Мбс СШ № 3, № 71

оригинал

22

Фляга алюминиевая. 1939 г.

Мбс СШ № 3, № 72

оригинал

23

Фляга железная с крышкой. 1941 г.

 № 73

оригинал

24

Фляга алюминиевая в чехле из ткани.

№ 74

оригинал

25

Артиллерийский снаряд

№ 75

оригинал

26

Снаряды  противотанковые (3)

№ 79, 80, 81

оригинал

27

Гильза артиллерийская

№ 89

оригинал

28

Китель (1941 г)

№ 90

оригинал

29

Ремень (1941 г.)

№ 91

оригинал

30

Ложка железная Погоды В. П. 1942 г.

№ 99

оригинал

31

Ложка-вилка. НРЕ – 39. 1941 г.

№ 100

оригинал

32

Кисет с надписью. 1945 г. Радкевич М. П.

№ 104

Выцв. цвет

33

Чемодан, в котором хранилась рация партизанской бригады имени Доватора.

№ 109

 

34

Каски немецкие (2 шт.). 1941 г.

№112, 113

Пробит. пулями

35

Шапка красноармейская.

№ 115

оригинал

36

Красноармейская. Газета «На штурм», 8 июля 1944 г.

№ 117

оригинал

37

Газета- плакат. «Раздавим фашистскую гадину». 1943 г.

№ 204

оригинал

 

 

 

свернуть