Обращение граждан

Требования, предъявляемые к обращениям

развернуть

 

Электронное обращение излагается на белорусском или русском языках. Не допускается употребление в обращениях нецензурных либо оскорбительных слов или выражений. 

Электронное обращение гражданина в обязательном порядке должно содержать: 
• наименование и (или) адрес организации либо должность лица, которым направляется обращение, 
• фамилию, собственное имя, отчество (если таковое имеется) либо инициалы гражданина; 
• адрес места жительства (места пребывания) гражданина; 
• изложение сути обращения; 
• адрес электронной почты гражданина. 

Электронное обращение юридического лица в обязательном порядке должно содержать: 
• наименование и (или) адрес организации либо должность лица, которым направляется обращение, 
• полное наименование юридического лица; 
• место нахождения юридического лица; 
• изложение сути обращения; 
• фамилию, собственное имя, отчество либо инициалы руководителя или лица, уполномоченного подписывать обращения; 
• адрес электронной почты юридического лица. 

К электронным обращениям, подаваемым представителями заявителей, должны прилагаться электронные копии документов, подтверждающих их полномочия, в форме прикрепленных к обращению файлов. 

При несоблюдении указанных требований, электронное обращение может быть оставлено без рассмотрения по существу (см. оставление обращений без рассмотрения по существу). 


свернуть

Право заявителей на обращение и представительство заявителей

развернуть

 

Право заявителей на обращение 

• Граждане Республики Беларусь имеют право на обращение в организации путем подачи письменных, электронных или устных обращений, а также индивидуальным предпринимателям путем внесения замечаний и (или) предложений в книгу замечаний и предложений. 
Юридические лица Республики Беларусь, индивидуальные предприниматели имеют право на обращение в организации путем подачи письменных (за исключением замечаний и (или) предложений, вносимых в книгу замечаний и предложений), электронных или устных обращений. 
• Находящиеся на территории Республики Беларусь иностранные граждане и лица без гражданства, представительства иностранных организаций пользуются правом на обращение наравне с гражданами Республики Беларусь и юридическими лицами Республики Беларусь, если иное не определено Конституцией Республики Беларусь, законами и международными договорами Республики Беларусь. 
• Право на обращение реализуется заявителями добровольно. Осуществление заявителями их права на обращение не должно нарушать права, свободы и (или) законные интересы других лиц. 


Представительство заявителей при реализации права на обращение 

• Граждане реализуют право на обращение лично либо через своих представителей. Личное участие граждан при подаче и рассмотрении обращений не лишает их права иметь представителей, равно как и участие представителей не лишает граждан права на личное участие при подаче и рассмотрении обращений. 
Письменные и электронные обращения от имени недееспособных граждан подаются их законными представителями. Устные обращения недееспособных граждан излагаются на личном приеме их законными представителями. 
Юридические лица реализуют право на обращение через свои органы или своих представителей (далее, если не определено иное, 
представитель юридического лица). 
• Представители заявителей при подаче и рассмотрении обращений могут совершать действия, право на осуществление которых имеют заявители, в пределах предоставленных им полномочий. 
• Представители заявителей осуществляют свои полномочия на основании актов законодательства, либо актов уполномоченных на то государственных органов, либо доверенности, оформленной в порядке, установленном гражданским законодательством. 

свернуть

Оставление обращений без рассмотрения по существу

развернуть

Письменные обращения могут быть оставлены без рассмотрения по существу, если:

  • обращения не соответствуют требованиям, установленным пунктами 1-6 статьи 12 Закона Республики Беларусь «Об обращениях граждан и юридических лиц» (см. требования, предъявляемые к обращениям);
  • обращения подлежат рассмотрению в соответствии с законодательством о конституционном судопроизводстве, гражданским, гражданским процессуальным, хозяйственным процессуальным, уголовно-процессуальным законодательством, законодательством, определяющим порядок административного процесса, законодательством об административных процедурах либо в соответствии с законодательными актами установлен иной порядок подачи и рассмотрения таких обращений;
  • обращения содержат вопросы, решение которых не относится к компетенции министерства, в том числе, если замечания и (или) предложения, внесенные в книгу замечаний и предложений, не относятся к деятельности министерства;
  • пропущен без уважительной причины срок подачи жалобы;
  • заявителем подано повторное обращение, в том числе внесенное в книгу замечаний и предложений, если оно уже было рассмотрено по существу и в нем не содержатся новые обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения по существу;
  • с заявителем прекращена переписка по изложенным в обращении вопросам.

Устные обращения могут быть оставлены без рассмотрения по существу, если:

  • не предъявлены документы, удостоверяющие личность заявителей, их представителей, а также документы, подтверждающие полномочия представителей заявителей;
  • обращения содержат вопросы, решение которых не относится к компетенции министерства;
  • заявителю в ходе личного приема уже был дан исчерпывающий ответ на интересующие его вопросы либо переписка с этим заявителем по таким вопросам была прекращена;
  • заявитель в ходе личного приема допускает употребление нецензурных либо оскорбительных слов или выражений.
свернуть