Гордимся выпускником

24.06.2021

 

100-летие отмечает в этом году главный вуз страны – БГУ. Здесь готовят высококлассных специалистов для разных отраслей. И занимаются этим профессионалы.

Горжусь, что из Вилейки

С профессором Котовым, заведующим кафедрой дискретной математики и алгоритмики факультета прикладной математики и Professor-Kotov-1-768x1024информатики БГУ, мы встретились в Минске, где он живёт и работает, а говорили о его пути в профессию и о Вилейке, где Владимир Михайлович родился.

– Я всегда говорю, что родом из славного города Вилейки. У меня в паспорте в графе «место рождения» даже значится «город Вилейка Молодечненской области». Интересуюсь жизнью города и сейчас, когда нет уже родителей. Помню много историй и легенд о городе, знаю о Забродье, о том, что церковь преподобной Марии Египетской никогда не закрывалась, и что памятник Ленину раньше был повёрнут в другую сторону…

Азы математики, с которой связал всю свою жизнь, Владимир Котов постигал в третьей городской школе. Здесь работала и его мама, Евгения Антоновна преподавала математику. Отец, Михаил Котов, сначала работал на ремзаводе, а потом на молокозаводе.

Школьник Володя Котов учился хорошо, интересовался математикой, физикой, химией. И активно участвовал в олимпиадах, во многих побеждал – копилка наград была внушительной. В восьмом классе он победил на «союзе» (союзной олимпиаде – авт.), его заметили и пригласили учиться в специальную школу в Москву. Холмогоровская спецшкола №18, где он заканчивал девятый класс, была самой известной в Советском Союзе. Всего таких школ было три – в Москве, Киеве и Новосибирске. Принцип отбора туда был таким: зачисляли победителей олимпиад и только из маленьких городов, у которых изначально стартовая позиция была пониже. Например, в Вилейке специализированного математического класса не было, а в областных центрах – были. В Холмогоровской школе-интернате учились (и жили там же) дети со всего Советского Союза. После окончания девятого класса специализированной школы Владимир Котов вернулся в Вилейку. В родной школе был выпускной бал, и рассвет, который встречали всем классом. Затем у всех выпускников-72 было поступление. Владимир Котов выбрал БГУ. Своей цели он достиг – поступил на факультет прикладной математики, который в 1970-м только открылся. Тремя годами позже на этот же факультет поступила, а потом успешно его закончила, и сестра Владимира Михайловича, которая сейчас живёт в Германии.

«Отучился, поступил в аспирантуру, закончил, защитил кандидатскую диссертацию по физмату, работал в вузе. Стал заведующим кафедры, защитил докторскую, стал профессором. Всё время, с 1977-го (44 года! -авт.), работаю в БГУ», – скромно перечисляет Владимир Михайлович ступеньки своего профессионального становления. А ещё профессор Котов занимается олимпиадами. В 90-х он десять лет тренировал сборную Беларуси по информатике. Владимир Михайлович научный руководитель авторского коллектива – школьные учебники по информатике, которые сегодня используются в каждом учреждении образования, изданы с его непосредственным участием и доступны также в электронном варианте. Профессор Котов, уроженец маленькой Вилейки, побывал более чем в тридцати странах мира (Канаде, Германии, Франции, Китае, Японии и других), где работал.
Сыновья Владимира Котова Алексей и Юрий учились в БГУ и в БГУИР. И у дедушки Владимира Михайловича две внучки и внук, которые радуют своими успехами.

Как сдать профессору Котову на «отлично»?

Способ один – надо учить. Если же человек не хочет учиться, таким будет и результат. Так отвечает преподаватель с многолетним стажем на мой вопрос и развенчивает стереотип, что факультет математики – «мужской». Сегодня среди поступающих на факультет прикладной математики и информатики примерно четверть от общего количества – девушки, отмечает Владимир Михайлович. И толковых среди них много. Они более ответственные, чем парни, у них выше баллы и более серьёзная подготовка, говорит он. Зато в олимпиадных заданиях, где требуются реактивность и другие качества, свойственные мужчинам, более успешны парни. Олимпиады, командные соревнования, в которых участвуют студенты, дают не только углубленные знания, но и учат работать в команде, умению договариваться и распределять работу.
С тем, чтобы на лекциях удержать внимание студентов, сегодня проблем нет.
– Большинство студентов понимает, что учиться нужно, – говорит Владимир Михайлович. – Они стараются овладеть знаниями, которые придётся в жизни применять. Хорошие специалисты, особенно в нашей отрасли, востребованы в мировом масштабе, конкуренция среди них высокая. Есть области, где нужно постоянно учиться, и это наша область. Потому что меняются технологии, даже языки (программирования – авт.) меняются, и требования тоже – нужно подстраиваться под эти изменения постоянно. Школа крепкая в Беларуси есть, наше образование держит марку.

Алгоритмика: сначала понять как, а потом сделать

Владимир Котов специалист в области, которая называется «онлайн-алгоритмы». Когда в любой отрасли требуется принимать эффективные решения, особенно в условиях неполной информации, поможет алгоритмизация. Сначала процесс нужно формализовать, написать математическую модель… А простыми словами можно объяснить так: есть цель, есть ресурсы, которые нужно наиболее рационально использовать, чтобы на выходе получить результат. И конкретному человеку, и промышленному предприятию алгоритмизация поможет принять верное решение. Сначала – алгоритм, потом – его реализация. Этим и занимается дискретная оптимизация.

О реальных проблемах «виртуального» поколения

– У современного поколения другое понимание вещей, другое восприятие. Виртуальная жизнь расширилась и, к сожалению, сузила реальную жизнь. Никто не будет отрицать, что время, потраченное наедине с гаджетами, в ущерб здоровью, – рассуждает Владимир Котов и анонсирует новое в школьном образовании: – В учебниках для 11 класса появится большой раздел, посвящённый информационной безопасности. Это важно: в интернете можно найти всё – и плохое, и хорошее. Искать долго не нужно – находится само, причём в одно нажатие. Для человека, особенно когда он ещё не сформировался, это реальная угроза. Сегодня все понимают это.

Хочу быть «айтишником»…

– Сегодня молодёжь чётко понимает, что есть более востребованные профессии, а есть менее. Мне рассказывали, что когда в школьной программе появляется предмет «информатика», дети не очень хотят изучать программирование. А потом, классу к 11-му, все хотят стать программистами, – говорит Владимир Котов. – Конечно, то, что у программиста и средняя зарплата выше, добавляет мотивации. В ІТ много всяких специальностей – это и обслуживание, и сопровождение, отрасль очень широкая. Есть вопрос педагогических кадров. Представьте себе, вы как педагог, научились хорошо программировать. «Паскаль» в основном сейчас больше изучают, сейчас захотели и «Python», и «Cи»… Педагог освоил хорошо эти языки программирования, какие шансы, что он останется педагогом? Вероятность того, что он может уйти, очень высока. Это должно регулироваться – не все должны быть программистами, и не все хорошие педагоги ушли в программирование.

Школа должна научить… учиться. Такого мнения придерживается Владимир Котов. И этому принципу следует сам, постоянно развиваясь и узнавая новое. Ведь нет того уровня знаний, некоего идеала, того багажа знаний, которого хватит на всю жизнь. Двигаться вперёд – это то, чего требует от нас время.

Первоисточник: https://peramoga.by/