Организация занятий в бассейне

26.02.2024

 

Формирование здорового образа жизни и обучение навыкам плавания учащихся являются одним из приоритетных направлений государственной политики.

Цели занятий по обучению плаванию учащихся учреждений общего среднего образования:

  • привлечение обучающихся к систематическим занятиям по плаванию для укрепления здоровья и всестороннего физического развития;
  • формирование физической культуры личности и навыков ЗОЖ обучающихся;
  • достижение спортивных успехов.

 

Правовое регулирование организации обучения плаванию

  1. Кодекс об образовании.
  2. Закон Республики Беларусь от 04.01.2014 № 125-3 «О физической культуре и спорте» (далее — Закон № 125-З).
  3. Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи (утв. постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 15.07.2015 № 82).
  4. Правила безопасности при организации образовательного процесса по учебному предмету (учебной дисциплине) «Физическая культура и здоровье», занятий «Час здоровья и спорта», факультативных занятий спортивной направленности, в объединениях по интересам физкультурно-­спортивного профиля, физкультурно-­оздоровительных и спортивно-­массовых мероприятий в учреждениях общего среднего, профессионально-­технического, среднего специального и дополнительного образования детей и молодежи Республики Беларусь (утв. заместителем министра образования Республики Беларусь 20.07.2020 (далее — Правила безопасности от 20.07.2020)).
  5. Письмо Министерства образования Республики Беларусь от 25.04.2014 № 05-21/91«Об организации обучения плаванию» (далее — письмо № 05-21/91).
  6. Письмо Министерства образования Республики Беларусь от 28.09.2012 № 06-18/85.
  7. Перечень медицинских противопоказаний к занятию видами спорта (утв. постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 30.06.2014 № 49).
  8. Постановление Министерства спорта и туризма Республики Беларусь и Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 16.01.2017 № 2/6 «Об установлении рекомендуемого минимального возраста для занятия видами спорта».
  9. Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 27.07.2018 № 76«Об утверждении учебных программ по учебным предметам для учреждений образования, реализующих образовательные программы общего среднего образования» (далее — постановление № 76).
  10. Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 27.07.2017 № 90 «Об утверждении учебных программ по учебным предметам для I–III классов учреждений образования, реализующих образовательные программы общего среднего образования» (далее — постановление № 90).
  11. Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 29.07.2019 № 123«Об утверждении учебных программ по учебным предметам для учреждений образования, реализующих образовательные программы общего среднего образования» (далее — постановление № 123).
  12. Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 19.06.2020 № 140«Об утверждении учебных программ по учебным предметам для учреждений образования, реализующих образовательные программы общего среднего образования» (далее — постановление № 140).
  13. Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 21.06.2021 № 131«Об утверждении учебных программ по учебным предметам для учреждений образования, реализующих образовательные программы общего среднего образования» (далее — постановление № 131).
  14. Учебная программа факультативного занятия «Плавание и здоровье» для V–XI классов учреждений образования, реализующих образовательные программы общего среднего образования (утв. постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 15.07.2020 № 200(далее — постановление № 200)).
  15. Учебная программа факультативного занятия «Плавание и здоровье» для I–IV классов учреждений образования, реализующих образовательные программы общего среднего образования (утв. постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 15.07.2020 № 202(далее — постановление № 202)).
  16. Специфические санитарно-­эпидемиологические требования к содержанию и эксплуатации учреждений образования (утв. постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 07.08.2019 № 525(далее — специфические санитарно-эпидемиологические требования)).
  17. Санитарные нормы и правила «Санитарно-­эпидемиологические требования к содержанию и эксплуатации бассейнов, аквапарков, объектов по оказанию бытовых услуг бань, саун и душевых, СПА-объектов, физкультурно-­спортивных сооружений» (утв. постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 16.05.2022 № 44).
  18. Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 09.07.2010 № 92 «Об установлении форм “Медицинская справка о состоянии здоровья», «Выписка из медицинских документов» и утверждении инструкции о порядке их заполнения».

Кто проводит занятия

Занятия «Час здоровья и спорта» проводит учитель физической культуры и здоровья, который обучает плаванию, и педагогический работник, помогающий контролировать обучающихся во избежание несчастных случаев на воде. Педагогические работники выполняют различные организационные функции, участвуя в самом процессе обучения.

На педагогического работника, имеющего специализацию по плаванию, возлагается ответственность за безопасность, жизнь и здоровье обучающихся.

Какие учащиеся допускаются к занятиям

К занятиям по плаванию допускаются учащиеся:

  • прошедшие инструктаж по правилам и требованиям безопасного поведения;
  • ознакомленные с правилами внутреннего распорядка посещения школьного бассейна;
  • не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья, подтвержденных медицинской справкой.

Как проводятся занятия

Образовательный процесс по учебному предмету (дисциплине) «Физическая культура и здоровье» организуется в соответствии с учебными программами по учебному предмету (учебной дисциплине) «Физическая культура и здоровье».

Всеобщее обучение навыкам плавания учащихся I–XI классов учреждений общего среднего образования организуется на занятиях «Час здоровья и спорта». Указанные занятия могут быть организованы как в первой, так и во второй половине учебного дня или в шестой школьный день.

Содержание занятий могут составлять:

в I–IV классах — подвижные игры на воде, которые могут проводиться как игры в воде, по обучению плаванию, где раскрываются задачи начального обучения плаванию;

V–XI классах — вид спорта «плавание» согласно учебной программе факультативных занятий «Плавание и здоровье».

Для дальнейшего совершенствования навыков плавания, изучения спортивных способов плавания для учащихся могут быть организованы факультативные занятия.

Все занятия в бассейне должны быть интересными, обучающими, последовательными и безопасными, а учителя — креативными и грамотными.

В таком случае результатами станут:

укрепление здоровья;

закаливание;

привитие здорового образа жизни;

отбор и передача перспективных и талантливых учащихся в учебно-­тренировочные группы по плаванию специализированных учебно-­спортивных учреждений.