Спортивная злость и ВУЗ без экзаменов

19.04.2021

 

Ученица и учительница Вилейской СШ №3 – о победе на республиканской олимпиаде по физкультуре

Яна па характары – вельмі спакойная, Таццяна Леанідаўна – эмацыйная. Але гэта не перашкодзіла ім заняць першае месца на рэспубліканскай алімпіядзе па фізкультуры

23

На заключительном этапе предметной олимпиады по физической культуре, проходившей в Витебске, ученица 11 класса Вилейской СШ №3 Яна Владыко заняла первое место. А это значит, что девушка без ЦТ сможет поступить в Белорусский государственный университет физической культуры. По сути, она уже студентка.

О том, как из болезненной девочки-пятиклассницы она стала победительницей республиканской олимпиады по физической культуре, мы пообщались с ней самой и ее учительницей Татьяной Леонидовной Жук, которая готовила девушку к Олимпиаде.

Учительница: Волновалась, что Яне иногда не хватает спортивной злости

– Что я чувствую как учитель? С одной стороны – радость, так как достигла значительного успеха в своей профессии. С другой – осознание того, что такие ученики, как она, редко встречаются, и сожаление перед скорым прощанием, – делится Татьяна Леонидовна своими ощущениями от успеха. – Конечно, я мечтала о такой серьезной победе своей ученицы. И благодаря тому, что мы встретились с Яной, моя мечта осуществилась.

Учительница признается: способную девочку заметила не сразу. В пятом классе она часто болела и почти не ходила на уроки физкультуры.

– В восьмом классе надо было бежать кросс. Она показала средний результат. Но я все же посоветовала ей пойти в ДЮСШ к тренеру по легкой атлетике Олегу Губичу. Начала ходить, результаты стали улучшаться, появились победы на областных соревнованиях по легкой атлетике. А еще она стала капитаном школьной волейбольной команды девочек.

Татьяна Леонидовна отмечает, олимпиада – это командная работа и ученика, и учителя, и родителей, и тренера. Одних физических данных здесь недостаточно, нужны и интеллектуальные способности, ведь в олимпиаде есть теоретический конкурс. И не менее важна психологическая подготовка:

– Это как раз то, чего так не хватает нашим детям на олимпиадах. Физически готовы, теорию знают, а справиться со своим волнением, когда звучит свисток и на тебя смотрят 20 судей, не могут.

Готовились к республиканской олимпиаде ученица с учительницей почти два года. И особенно активно – в этом учебном году:

– У нас был расписан каждый день, даже суббота и воскресенье, и каникулы, – вспоминает учительница. В понедельник – общая физическая подготовкой, во вторник после уроков шли на плавание. Потом – спортивные игры, теория.

Плавание было слабым местом Яны. А благодаря тренеру Евгении Осмоловской из результата в 58 секунд на дистанции 50 метров вольным стилем она вышла на 38,5. И все же был момент, который волновал учительницу даже больше, чем плавание:

– Понимаете, у Яны не было спортивной злости. Она очень спокойная. А в спорте такое спокойствие не всегда хорошо. Я видела: когда она выходила спокойной и не совсем уверенной в победе, то уверенным соперникам проигрывала еще на старте, терялась. Надо было, чтобы она поверила в себя. И благодаря нашей совместной работе со школьным психологом это получилось.

Учительница признается, в глубине души была уверена, что Яна получит диплом, необязательно первой степени. Когда в последний день после завтрака Татьяна Леонидовна с Яной подошли к протоколу и увидели первое место, начали плакать от радости и обниматься.

Когда же победители появились в родной школе, директор Николай Гиро пригласил их в учительскую и при всех педагогах поздравил. Так трогательно, почти до слез, вспоминает учительница.

– Есть такая фраза, которую я считаю своим девизом: «Каждый день удивляй своего ученика, и наступит день, когда ученик удивит тебя». Для меня такой день настал, – подытожила Татьяна Леонидовна.

Ученица: Даже подумать не могла, что проявлю себя в физкультуре

Одиннадцатиклассница Яна Владыко отлично учится, увлекается всем понемногу: умеет рисовать, вышивать, делать аппликации. Правда, признается, что в последние годы ее основным увлечением стал спорт.

– В начальной школе с физкультурой я не дружила совсем. Даже не могла подумать, что начну здесь как-то проявлять себя. Интерес появился в восьмом классе на школьном кроссе. По совету учительницы с подругами пошли на легкую атлетику. Мне понравились и занятия, и тренер, – рассказывает она.

Говорит, из-за спорта ни в чем себе не отказывает. На диетах не сидит, старается хорошо питаться.

- Если тренируюсь больше, то и ем больше, чтобы были силы для занятий, – говорит девушка.

На встрече с друзьями находит время в выходные. А в будние дни – тренировки и домашние задания.

– Когда узнала о победе на олимпиаде, конечно, была рада, что удалось показать лучшие свои результаты. Поэтому сразу позвонила тренеру по легкой атлетике, тогда я еще не была точно уверена в итоге. Предчувствовала второе место.

А вот родителям позвонила только тогда, когда была полностью уверена в победе и имела на руках документ – сводный протокол.

Родители всегда поддерживают увлечения дочери, со спорта в учебу не гонят. Радуются ее победам в соревнованиях, мотивируют. Родители, кстати, тоже занимались спортом, но не профессионально. Играли за школьные команды в волейбол, увлекались легкой атлетикой. Поэтому в семье спорт любят.

– Конечно, есть чувство успокоения от того, что я уже почти студентка университета физической культуры. Это очень приятная награда за всю мою работу. И все же учебу не забрасываю: стараюсь, делаю домашние задания. У меня же еще школьные экзамены впереди, – поделилась девушка.

В чем соревновались участники олимпиады

– Теоретический тур – ответы на 50 вопросов за три часа;

– плавание;

– спортивные игры;

– общая физическая подготовка – челночный бег, прыжки в длину с места, наклон туловища вперед и поднимание туловища.